"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (508) от 12.11.2009

Вернисаж

Эх, дороги…

Екатерина БОГДАНОВА

Сразу две выставки открылись на днях в Областном доме работников искусств (ОДРИ). Причем, открылись одновременно, так что прибывшие на презентацию гости едва успевали перемещаться из одного зала в другой – благо, обе выставочные площадки расположены дверь в дверь. В первом обосновалась малая толика работ учеников Анатолия Учаева. Второй облюбовала экспозиция «Зеркала», собранная из полотен и инсталляций двух неординарных художников – москвича Давида Филда

и проживающей в Волгограде уроженки Челябинской области Ольги Сизеневой.

Вконец смущать посетителей организаторы не стали и провели презентации все-таки по очереди. Первыми о своих не столько художественных, сколько выставочных поисках рассказали участники творческой мастерской – состоявшиеся и известные в Саратове и за его пределами молодые мастера: скульптор Андрей Щербаков, живописец Елена Пичугина и некоторые другие.

Работы, оказавшиеся на стенах выставочного зала, в Саратове уже экспонировались и не раз. Многие в свое время даже участвовали в проекте «Выставка одной картины». Идея сделать экспозицию передвижной и региональной родилась у авторов еще в 2005 году: тогда выставленные в стенах художественного училища работы пользовались чуть ли не аншлагом и получили самые лестные отзывы критиков. В силу разных обстоятельств, проект в своих первоначальных глобальных масштабах был реализован лишь в прошлом году: полотна побывали на всевозможных выставочных площадках города, а, кроме того, экспонировались в Казани и в Москве. Полная коллекция насчитывает порядка девяти десятков картин, в ОДРИ можно полюбоваться на ее третью часть.

Полной противоположностью этого проекта стала выставка «Зеркала». Правда, на ее открытие смог прибыть лишь Давид Филд: перед самой презентацией молодая художница Ольга Сизенева заболела и осталась в Волгограде. Об этом оставалось сожалеть, поскольку театрального характера инсталляции Ольги сразу привлекли внимание посетителей выставки и выступили очень необычным обрамлением и без того крайне самобытных работ Филда. Не удивительно, что отзывы и впечатления саратовской публики посыпались на художника сразу и в избытке.

Надо сказать, что искать на экспозиции зеркала и уж тем более привычные для глаз отражения бесполезно. Жадный до зрительской критики автор признался, что название выставки возникло после того, как один из поклонников творчества Филда оставил для него в сети комментарий. Зритель признавался, что картины художника будто бы служат отражением его внутреннего мира. Этот человек нисколько не слукавил: именно такое впечатление и создается после знакомства с произведениями Давида Филда.

Его полотнам присуща детская впечатлительность, характерная для наивного искусства. Если при этом знать, что Давид Филд – отнюдь не имя, а творческий псевдоним, проистекающий из юношеской увлеченности художника творчеством Чарльза Диккенса, то все сразу встает на свои места. На его холстах только сочные краски, плавные контуры, изгибы и отсутствие резких линий, предметы, природа, люди – такие, какими мог бы увидеть их ребенок или писатель-фантаст. При этом полностью причислять Филда к примитивистам тоже нельзя. Искусствоведы выделяют в его творчестве разные художественные стили, отмечая, в частности, тяготение мастера к приемам старой голландской живописи и импрессионизму.

Но Давид Филд многогранен не только в художественных приемах. Сюжеты его картин также отличаются огромной вариативностью. В них нашли отражение впечатления художника от многочисленных путешествий по стране и миру. Любовь к перемене мест Давиду еще в детстве привил отец: будучи строителем железных дорог, он вместе с семьей то и дело перемещался от одной железнодорожной ветки к другой. Родившийся в городе Ермак Павлодарской области, Давид быстро воспринял кочевой образ жизни родителей как нечто само собой разумеющееся. Повзрослев, он смог выработать собственную географию поездок. Излюбленные маршруты путешественника, художника и спортсмена пролегли через Монголию Италию, Голландию и Непал. Живописные впечатления, вынесенные Филдом из зарубежных поездок и путешествий по городам России, уже успели побывать в Москве, Ульяновске и Волгограде. В Саратов персональная выставка художника прибыла впервые.

Как таковой, урбанизм на полотнах Филда присутствует мало. А если и встречается, то предстает равнодушным и отталкивающим. Такой в своем «Холодном городе» с изломанными силуэтами побагровевших домов художник увидел Москву. В основном же на его холстах запечатлена природа. Теплые итальянские «Доломиты» уживаются с «Гречишным морем», удачно разлившимся где-то под Ульяновском, тогда как наполненное движением «Предчувствие южного ветра», посетившее автора в Беларуси, нисколько не контрастирует с «Горной поляной», открывшейся художнику в Волгограде. Трогательная ностальгия Филда о Голландии сквозит в парных картинах «Каток в Делфте» и «Воспоминание». И не случайно целая серия работ посвящена теме дороги…

«Я не ставлю целью написать работу так, чтобы она понравилась, – рассказал Давид Филд. – Это действительно сублимация моих представлений, переживаний, впечатлений. Для меня чрезвычайно важно, когда люди пишут мне не о том, какая работа им понравилась или не понравилась, а что именно вызвало у них те или иные эмоции. Приятно знать, что у зрителей есть разные мнения на одну и ту же работу».

Трудно предположить, что творения Давида Филда сумеют оставить кого-то равнодушным. Сформировать собственное впечатление о его картинах, обосновавшихся на площадке Дома работников искусств, можно до 26 ноября. И кто знает, быть может, вскоре эта коллекция пополнится живописными впечатлениями, увезенными художником из Саратова…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12112009114127&oldnumber=508