"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (509) от 19.11.2009

Власть и Мы

Кто «шакалит» вокруг городского бюджета

Александр НИКИТИН

Незаметно и буднично мимо внимания саратовцев прошло самое важное городское событие 2009 года: обнародование

и обсуждение на публичных слушаниях проекта бюджета города Саратова на 2009 год.

(Окончание. Начало в № 38 (508)

В здании администрации Волжского района на публичные слушания собралось человек двести. Зарегистрировалось же около ста девяноста. В зале в основном сидели специально направленные на публичные слушания городские и районные чиновники, которых происходящее, как я полагаю, вряд ли интересовало. Горожан, не имеющих отношения к районной и городской администрации, в зале было не более 10–15 человек.

Публичные слушания шли, как и раньше, по накатанной колее. Программа проведения слушаний с указанием запланированных докладчиков и выступающих в обсуждении привычно от участников была оргкомитетом утаена. Председательствовал городской депутат О. Комаров, имевший на руках сценарий проведения публичных слушаний. Выступали городские чиновники, сыпавшие цифрами, излишне подробно рассказывая о том, из каких источников и как трудно формируется городской бюджет, и практически ничего не говоря о том, на какие цели планируется городской бюджет израсходовать. Из-за отсутствия проекта городского бюджета, всем, кроме официальных докладчиков, обсуждать было нечего.

Реально по бюджету выступили только три человека. Причем двое из них, по сложившейся еще с советских времен традиции, выступали с сообщением, похожим на самоотчет, с тонкими несмелыми намеками по бюджету.

Так, например, представитель городского отдела милиции подробно рассказал о том, какие положительные перемены произошли в оснащении работников милиции техникой, и выразил надежду, что такое оснащение должно продолжаться. Однако лично я так и не понял, учтены интересы милиции в проекте городского бюджета на 2010 год или нет и на какую сумму финансирования городской отдел милиции претендует. В итоговом документе публичных слушаний предложения городского отдела милиции по бюджету отражены не были.

Также достаточно странно, с моей точки зрения, выступила и директор МОУ «Дворец творчества детей и молодежи» И.Е. Иванцова. Она справедливо посетовала на затянувшийся ремонт вверенного ей здания. При этом почему-то делала упор на то, что идет плохое финансирование из федерального бюджета. Должен ли ремонт дворца финансироваться из городского бюджета и в каком объеме, учтены или не учтены нужды дворца в проекте муниципального бюджета, из ее выступления понять было невозможно. В проекте итогового документа публичных слушаний было рекомендовано комитету по образованию г. Саратова предусмотреть в бюджете на 2010 года ассигнования на ремонт Дворца в сумме 12000 тыс. рублей, но, вполне возможно, это совсем не то, на что надеялась И.Е. Иванцова.

Зато конкретно и четко выступил председатель АСТ г. Саратова А.Э. Джашитов, потребовавший предусмотреть в городском бюджете муниципальное финансирование органов территориального общественного самоуправления в сумме 12680 тысяч рублей, считая пустыми отговорками утверждение, что такое финансирование невозможно, поскольку не утвержден порядок такого финансирования.

Тут, как говориться, все ясно. Однако я считаю, что прямое финансирование этих НКО из муниципального бюджета недопустимо, поскольку полностью дискредитирует саму идею общественного самоуправления. И к тому же КТОСы исторически уже исчерпали себя. Кстати, я в прошлом году обращался к городской власти с просьбой, поддержанной десятками инвалидов, предоставить нашей организации инвалидов-чернобыльцев арендуемое помещение на Московской, дом 92 в безвозмездное пользование. Сэкономленные деньги на аренде мы могли бы потратить на текущий ремонт помещения и на расширение бесплатной правовой помощи инвалидам и многодетным семьям. Однако наши городские депутаты с этим не согласились. И это неудивительно, так как известно, что для них ни одно предложение, если там нет личной выгоды, интереса не представляет. А интересы социально незащищенной части жителей города, на мой взгляд, наших городских депутатов вообще не интересуют.

В своем, достаточно рядовом выступлении на публичных слушаниях, я указал, что закрытый бюджет – это опасный признак феодального порядка управления городом. Подтверждением такого порядка управления служит то обстоятельство, что ни одна политическая партия, в том числе даже представленные в городской думе «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ, публично к формированию городского бюджета никакого интереса не проявили и общественную дискуссию по коренному вопросу городской жизни не начали.

Наш город практически управляется феодальными кланами, которые договорились между собой о разделе городского бюджета. Однако феодальная организация жизни города является препятствием в его развитии и процветании, поскольку неизбежно ведет к загниванию городской жизни. Для обеспечения развития город должен выйти на другой уровень управления – на уровень открытого общества. Понятно, что в условиях развивающегося кризиса особенно важно запланировать трату каждого рубля городского бюджета рационально, экономно и эффективно.

При этом я высказал свое убеждение, что все наши городские депутаты – последовательные противники открытого бюджета, поскольку почти все в той или иной форме кормятся от него, например, занимая руководящие должности в муниципальных предприятиях и ведомствах. Этот факт я решил наглядно подтвердить на примере городского депутата А. Янкловича, являющегося одновременно директором МУП «Водосток». Я сказал, что А. Янклович, по моему убеждению, никогда не будет сторонником открытого городского бюджета, поскольку лично ему это, как директору муниципального предприятия, очень даже не выгодно.

Желание использовать бюджет для личного обогащения, по образному выражению нашего премьера В. Путина, является ни чем иным, как «шакаливанием» вокруг бюджета. Заканчивая свое выступление, я сказал, что, по моему мнению, никаких добрых перемен в деле открытия муниципального бюджета не будет, пока городские депутаты не перестанут «шакалить» вокруг городского бюджета.

Я также отметил, что сколько бы мне ни говорили, что хватить заводить разговоры о прозрачности власти, о ее подотчетности населению, об открытом бюджете, мол, надоело, я это говорить не перестану, даже если для этого приходится выступать в роли городского сумасшедшего.

Выступающий затем А. Янклович всем объявил, что якобы я его назвал шакалом и все мои слова он принимает на свой счет. Затем депутат вспомнил о своем боевом героическом прошлом и о том, что за него проголосовало четыре с половиной тысячи избирателей. Это, видимо, должно было доказывать недопустимость критики в его адрес, однако когда он перешел к реальным проблемам городского бюджета, то оказалось, что сказать А. Янкловичу, в общем-то, и нечего. В части необходимости открыть бюджет он только и сумел выдавить из себя, что «надо думать и смотреть».

Единственно, что заслуживает серьезного внимания в выступлении А. Янкловича, так это признание, что 75 % всего городского бюджета – это заработная плата муниципальных служащих. И только 25 % бюджета тратится на решение собственно городских проблем. Интересное заявление о том, что практически весь городской бюджет проедается городскими чиновниками. Так что, с великой нас радостью, уважаемые читатели.

Хорошую отповедь депутату А. Янкловичу дал на публичных слушаниях журналист и общественный эксперт Г. Ахтырко, справедливо указавший, что он уважает А. Янкловича, как боевого офицера, а как депутата не уважает. Г. Ахтырко, в свойственной ему пассионарной манере, потребовал отставки всех руководителей города и депутатов, которые, как он выразился, полностью «опрофундились».

Публичные слушания благополучно прошли. Возможности разворовывать, разбазаривать бюджетные деньги, а также «шакалить» вокруг бюджета по-прежнему остались в первозданном виде. С чем я вас, уважаемые читатели, и поздравляю. Счастья вам всем!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19112009113214&oldnumber=509