"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (509) от 19.11.2009

Проблема

Гармония в деле гармоники

В. АНОВРУС

Каждый божий день приносит нам новые и новые радостные вести от научно-технического прогресса. Новые модели супер-пупер телефонов, компьютеров, автомобилей удивляют нас своими возможностями, дизайном и удобством эксплуатации. Совсем нет времени в этом круговороте покупных радостей задуматься о том, что мы утрачиваем под чарами модных брендов и лейблов.

Только в тридцатые годы минувшего века в России перестали играть на гуслях. Они остались в ансамблях народных инструментов. Но так, чтобы простой человек для души играл на гуслях – это кажется немыслимым анахронизмом. Чего проще: нажал покорную кнопочку, и полилась или заскрежетала привычная мелодия или какофония. В нас все меньше и меньше остается творческого начала, мы все больше удаляемся от Творца.

Об этом и о более конкретных и практических делах шла речь на одной из переговорных площадок Гражданского Форума, недавно завершившегося в Саратовской области.

Заседание состоялось 28 октября в профессиональном лицее Саратовского государственного технического университета. В этом лицее уже с 1 сентября нынешнего года идет обучение по специальности «Мастер по изготовлению саратовской гармошки». Лет двадцать, не меньше, культурные окрестности Саратова периодически оглашают вопли о том, что гордость земли саратовской – гармошка – вот-вот будет забыта, как экзотические гусли. Первые шаги по защите от забвения сделаны.

За спасение культурного реликта взялся наш технический университет. Ректор СГТУ и он же – Председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Рудольфович Плеве на совещании в лицее довольно сухо приводил расчетные показатели затрат на возрождение производства нашего патриотического инструмента, источники финансирования, но эти сухие цифры звучали музыкой для радетелей народной культуры. Сейчас, когда продано на сторону здание цеха, в котором больше века совершалось таинство рождения народного инструмента, когда разогнали всех настоящих мастеров, а оборудование ушлые предприниматели отправили в металлолом, региональная общественность собралась с силами и, можно надеяться, спасет-таки национальную саратовскую гордость.

Для реанимации простенького с виду инструмента оказалось нужно очень много ценных пород древесины, металлопроката цветных металлов, особого, уникального оборудования. Даже при наличии всех этих ингредиентов у юных мастеров, под руководством, конечно, носителей традиций – мастеров старых – будут получаться так называемые сувенирные гармоники. Концертные инструменты для изготовления требуют в десятки раз больших затрат, высшей квалификации мастеров и очень длительных процессов подготовки производства.

Самое важное условие возрождения народного инструмента назвал Петр Федорович Текучев – последний мастер, носитель традиции, до окончательного закрытия не покидавший старый цех по производству гармоник на Цыганской (ул. Кутякова). Он сказал: «Всего можно добиться: воспитать и обучить новых мастеров, найти материалы, сырье, создать оборудование. Главное – чтобы вам не надоело, чтобы вы не устали от трудностей». После этих слов воцарилась за переговорным столом на некоторое время тишина.

Вполне понятно и некоторое охлаждение интереса к гармонике со стороны регионального министерства культуры и многих общественных организаций. Куда ведь интересней политические пересуды и административно-управленческие склоки. Теперь региональное правительство представлено в стане поборников народного искусства, как это ни странно, министерством промышленности и энергетики. Его представитель Лев Николаевич Илюхин пообещал реальную помощь в организации производства саратовских гармоник, трудоустройстве молодых мастеров музыкальных инструментов, в формировании потребительского рынка.

Руководители детских музыкальных школ, ансамблей народных инструментов, преподаватели консерватории были едины во мнении – саратовскую гармонику нам терять нельзя, это было бы предательством своего прошлого. Ректор СГТУ И.Р. Плеве сообщил, что подготовлен детальный бизнес-план развертывания производства, подобраны производственные помещения, а 15 учащихся профессионального лицея СГТУ, решившие стать музыкальными мастерами, скоро начнут стажироваться под руководством опытных наставников.

Теперь можно уверенно констатировать, что благодаря усилиям ректора, его бессменной заместительницы по Обществу охраны памятников культуры, энергичной и целеустремленной Людмилы Ивановны Бахаревой, и еще немногих энтузиастов народного искусства, возрождение саратовской гармоники благополучно миновало стадию говорильни и перешло к реальным делам. Главное – чтоб не устали, чтоб не надоело.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19112009114012&oldnumber=509