"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (509) от 19.11.2009

Худсовет

Любовь на «Пять вечеров»

Екатерина БОГДАНОВА

Чтобы быть оцененным по достоинству, ни пяти часов, ни, уж тем более, пяти вечеров спектаклю с одноименным названием по пьесе Александра Володина, на прошлой неделе дебютировавшему на камерной сцене академдрамы, не понадобится. Это тот редкий случай, когда постановка влюбляет в себя зрителя, а для этого достаточно и пяти секунд.

И влюбленности сопутствует целая гамма чувств. Во-первых, удивление. Его вызывает не столько тонкость, прочувствованность, глубина творческой работы Ольги Харитоновой, сколько сам факт появления Ольги Игоревны, известного театрального критика, бессменного завлита театра драмы в амплуа режиссера-постановщика.

Впрочем, к воплощению себя в полноценной режиссерской работе Ольга Харитонова шла давно. И на этом пути уже добивалась пусть небольших, но все же успехов. Например, в соавторстве с Антоном Кузнецовым воплотила на подмостках академдрамы «Долгую счастливую жизнь» и «Господина dе Мопассана».

Кстати, к инсценировке володинских «Пяти вечеров» театр уже обращался. Но тогда вариант, предложенный приглашенным режиссером, руководство академдрамы не устроил, и пьесу пришлось отложить до лучших времен. Отрадно, что эти времена наступили и при этом столь удачно задействовали творческий потенциал самого театра.

К удивлению примешивается наслаждение от теплоты и гармонии, которые присутствуют на сцене. Прочтение Ольги Харитоновой лишило текст оригинала одной из сцен – как раз-таки не вечерней – и обогатило дополнительными оттенками смысла и лиричностью. Персонажи поют под гитару и читают стихи, а в динамиках звучат советские песни, перемежающиеся с сочинениями Моцарта и композицией группы БИ–2 «Серебро», которая как будто бы окончательно разлучает двух таких одиноких и несхожих людей, как Ильин (Юрий Кудинов) и Тамара (Алиса Зыкина).

Еще одной неожиданностью стал дуэт Ольги Харитоновой с питерской художницей Ольгой Герр – эксперимент, от которого спектакль только выиграл. Декорации, иллюстрирующие эпоху 60-х, убедительны и ненавязчивы. Помимо предметов мебели, на сцене присутствуют старые театральные афиши и большие черно-белые принты с изображением питерских улиц в качестве намека на то, что именно в северной столице и разворачивается действие пьесы. Как намек, тонок и полупрозрачен занавес, который время от времени переносит действие с одной половины сцены на другую.

Трудно вообразить, что вневременной сюжет «Пяти вечеров» в сочетании с неподражаемым стилем Володина, достойным быть разобранным на цитаты, мог бы оставить зрителя – даже если он начисто лишен чувства юмора – равнодушным. В день генеральной репетиции спектакля было очень похоже на то, что с восприятием смешного у публики все в порядке: по залу то и дело пробегал дружный смешок. По ходу действа создается впечатление, что Харитонова очень тонко, на лету подхватывает беззлобные подтрунивания автора над своими героями и героинями. «Одной-то вообще жить лучше, – лицемерно вздыхает не первой молодости буфетчица Зоя (Любовь Воробьева). – Мужчине надо то носки покупать, то мясо, то четвертинку». Сама она явно готова и не на такие жертвы, лишь бы удержать возле себя хоть какого-нибудь кавалера. При этом Зоя Харитоновой умеет как следует отдохнуть, а потому неравнодушна к спиртному.

Рассказанная драматургом история одновременно грустна и иронична, и в этом контрасте, возможно, и заключается главный залог ее притягательности. Немолодой уже человек, Ильин, не имеющий ни семьи, ни престижной работы, находится в поиске самого себя и попутно заводит мимолетные интрижки с женщинами наподобие Зои, которые непрочь женить на себе видного холостяка. Но все эти романы значат для Ильина очень мало: он все чаще вспоминает свою первую любовь Тому, с которой расстался много лет назад. Однажды, оказавшись в городе своей юности, он решается проверить, не живет ли Тамара все в той же квартире над аптекой, комнату в которой он когда-то снимал. Когда Ильин оказывается в гостях у Тамары, начинается отсчет пяти вечеров, которые герои проведут вместе, предприняв последнюю отчаянную попытку вернуть прошлое. Чего только ни происходит за это время: Ильин и Тамара вынуждены заново присматриваться и подстраиваться под непростые характеры и совершенно разные системы жизненных ценностей друг друга, параллельно развивается любовная история Славы (Александр Фильянов), сироты-племянника, которого с детства воспитывает Тамара, и телефонистки Кати (Екатерина Ледяева), а университетский товарищ Ильина Тимофеев, роль которого блестяще исполнил Игорь Баголей, оказывается не прочь и сам приударить за старой знакомой своего друга. Душевные метания героев заканчиваются пусть и не лишенным многоточия, но все же «хэппи эндом».

Выше всяких похвал актерская игра. Что отрадно, работы молодых артистов театра драмы ничуть не менее выпуклы и интересны, чем образы, созданные Зыкиной, Кудиновым, Воробьевой и Баголеем.

В общем, побывать на спектакле стоит. Быть может, далеко не всем «Пять вечеров» покажутся пределом совершенства, но приятные эмоции в процессе просмотра, а после – желание обсуждать увиденное гарантированы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19112009114225&oldnumber=509