"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (510) от 26.11.2009

Угол Зрения

Социальный капитал

Письмо-дискуссия для среднего класса

Михаил ГАНЗИН

В печати стала появляться информация о том, что в России производительность труда в среднем в 20–40 раз ниже,

чем в развитых странах. Разве мы мало работаем?

Виной этому является не конкретная производительность у станка или работа лопатой, а институциональные изменения в обществе, изменения, на уровне личности, семьи, коллектива и объединений людей. И все это вместе называется социализацией,

или социальным капиталом.

Капитал – это накопление: денег, имущества? А в социальном капитале что мы накапливаем? Сотрудничество, дружбу, любовь? Какие-то виртуальные вещи?

Экономисты Тиффер и Ширли в 90-х годах ХХ-го столетия по заданию Всемирного банка исследовали более 80-ти стран, выявляя доминирующие факторы в развитии. Оказалось, что показатель ВВП на душу населения от экономических факторов (налоги, инфляция, открытость экономики) в 2 раза ниже, чем воздействие факторов, находящихся в поле взаимодействия бизнеса и власти с обществом: качество бюрократии, уровень коррупции, соблюдение законов. Контакты общество–власть–бизнес и их реакции в большей мере определяют развитие страны, чем экономические показатели. Вот так виртуальность работает в 2 раза эффективнее.

Дадим определение социальному капиталу или социализации, которые очень близки между собой, но определения зависят от специалистов.

Социальный капитал – это созданная в результате деятельности людей система отношений, взаимодействия между работниками предприятия и субъектами, которые связаны с функционированием предприятия, которая интенсифицирует информационный обмен, создает условия для взаимного доверия и взаимопомощи, кооперации деятельности с обеспечением взаимной выгоды.

Социализация – процесс развития личности, процесс усвоения ценностей, моделей поведения и социальных ролей, присущих обществу.

Опираясь на социальный капитал, рассмотрим, что же он дает личности, гражданскому обществу, государству.

Личность и семья

Накопление социального капитала начинается с раннего детства.

Социолог Э. Глюк провел исследование, которое указало на важность социализации в раннем детстве. Автор наблюдал за группой мальчиков из бедного района Бостона до достижения ими зрелости, чтобы выявить причины, почему одни из них совершали преступления, а другие – вели продуктивную жизнь. Мальчики, которые совершали преступления, продолжали иметь проблемы и в зрелом возрасте: последующее криминальное поведение, неудачи с браком, склонность к алкоголю, наркотикам, неспособность сохранить работу и т. п. То есть способность к самоконтролю развивается рано, и это одна из сфер, в которых проявляется наличие или отсутствие создаваемого семьей социального капитала.

Вывод – дети не остаются без воспитания. Воспитывают все: семья и улица, школа и банда, культура и субкультура. А результаты этого воспитания разные: одни проходят через продуктивную жизнь, другие – через тюрьмы и обиды. Одни создают семьи и воспитывают детей, другие не могут сложить семью и приносят горе своим близким.

Исследования связей между семьей и преступностью подтвердили то, что людям известно на основании здравого смысла. Родители своим поведением оказывают самое сильное влияние на последующее криминальное поведение своих детей:

– пренебрежением к ним,

– конфликтами с детьми,

– собственным девиантным поведением,

– супружескими конфликтами,

– отсутствием одного из родителей.

Массовое отсутствие одного из родителей для нашего общества очень ново (как и для многих стран) и поэтому ему дадим дополнительное разъяснение.

Функция мужчины – обеспечение ресурсами, например, добывать пищу для женщин и детей. Это поведение является наученным, а потому может прекращаться. Перед мужчинами и женщинами стоят разные задачи. Мужчинам нужно прививать желание обеспечивать других, и это поведение, как результат научения, остается неустойчивым и может легко прекратиться при условиях, которые не обеспечивают научения. В неполных семьях отсутствие научения со стороны мужчины проявляется в большей степени.

Роль отца – это научение собственным примером, а также контроль над агрессией со стороны своих молодых членов семьи, направление их в продуктивное русло.

Общество

Компании могут создавать социальный капитал, прививая своим сотрудникам общие ценности. Общественные организации создают социальный капитал. К ним относятся партии, профессиональные, спортивные и культурные организации, церкви.

Д. Коулман, социолог, утверждает, что «социальный капитал» является общественным достоянием и поэтому имеет тенденцию к воспроизводству в условиях рынка. Социальный капитал является благом для общества в целом, и один из источников социального капитала в обществах – система образования, которая обеспечивается государством. Школы и вузы не просто дают учащимся знания; они стараются способствовать их социализации, чтобы сделать их лучшими гражданами.

Экономический

и научно-технический прогресс

При начальном развитии индустриализма возникла первая научная организация труда – тейлоризм, который требовал, чтобы рабочие жестко выполняли правила работы. Нет смысла, чтобы рабочие усваивали цели организации или относились к своим начальникам, как к членам большой семьи. Иерархическая система гарантирует, что рабочим не нужно думать самим.

По мере роста требований к уровню квалификации в экономике развитых стран число производств, требующих тейлоровской организации, стало уменьшаться.

Ряд экспертов считают, что социальный капитал напрямую связан с экономической деятельностью. Частные лица могут создавать социальный капитал в своих целях, но однажды возникнув, он оказывает благотворное воздействие на общество. Корпорации, стремящиеся сделать свою репутацию безупречной, будут повышать общий уровень качества и надежности в обществе. Идет перетекание социального капитала из экономических отношений в общественные и личные.

По мнению Ф. Фукуяма, социальный капитал производится частными рынками, т. к. его производство находится в долгосрочных интересах индивидов. Корпорация, которая требует честности и вежливости при обслуживании клиентов, или директор, который снижает себе жалованье, чтобы показать солидарность со своими работниками во время кризиса, действуют не из альтруизма. Они имеют долгосрочный интерес в своей репутации надежного делового партнера.

Ли Якокка, гендиректор автогиганта «Крайслер». Его пригласили, когда фирма шла ко дну. Спасая фирму, Ли назначил себе годовой оклад $1, чтобы показать профсоюзам, что он идет на личные жертвы, и просил пойти на такие же жертвы рабочих, сократить свои оклады на 20 %. «Крайслер» вышел из кризиса, а Якокка стал национальным героем.

Митт Ромни, спаситель зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити. Международный Олимпийский Комитет срывал подготовку игр, погружаясь в коррупционные скандалы и не в силах найти деньги. Чтобы спасти положение, единоверцы пригласили Ромни, надеясь на его организаторские способности и репутацию в деловых кругах. За 3 года он исправил положение, привлек средства и впервые обеспечил прибыль Олимпийских игр и штата Юта свыше $100 миллионов. Сам он отказался от своего жалованья председателя МОК ($825 тысяч), отдав его на благотворительность, и лично внес на счет Олимпиады $1 миллион, показав пример деловым людям.

Добавлю – и из альтруизма, потому что они воспитывались в соответствующей среде. Уже в детстве эти руководители проходили через сотрудничество и дружбу, чувствовали любовь родителей, братьев и сестер. Они никогда бы не решились на сотрудничество, если бы у них не было собственного опыта сотрудничества (детского и юношеского). А опыт был.

Эти добродетели становятся самым мощным экономическим активом.

Пример всеобщего внедрения производств «с человеческим лицом» показала Япония. Массовый патернализм – это мощное первичное накопление социального капитала – выдвинуло Японию на 2-е место в мире по ВНП еще в 1980 году, обойдя СССР. А взлет экономики привел к возникновению термина «японское чудо».

Японская автопромышленность в 70-х годах перешла на поставки по принципу «точно в срок». Фирмы работают без складов. Поставщики поставляют комплектующие прямо на конвейер. Новое производство опирается на социальный капитал: ответственность, участие в результатах совместной работы, дружба с заказчиком. Соблюдение времени поставок делает его зависимым от доверия – если деталь не поставлена в срок, задержка распространяется по всей системе. А это уже новая культура производственных и социальных отношений.

Система «точно в срок» позволила японским фирмам снизить себестоимость сборки авто на 25–30 %, что позволило завоевать весь мир своей продукцией. А система «точно в срок» начала с успехом внедрятся по всему миру.

Или возьмем Кружки качества, которые в массовом порядке пока прижились только в Японии. Когда руководство поручает рабочим решать вопросы повышения качества продукции, внедрения новых технологий (не повышения технологической дисциплины), организации производства.

Рабочие даже защищают научные диссертации. Это нормально для общества с высоким уровнем социального капитала.

Компании воспроизводят социальный капитал благодаря прямым инвестициям в образование и обучение корпоративным навыкам, которые работают на рост социализации работников. Японские компании (лидеры в этих вопросах) посылают своих подчиненных на обучающие тренинги, которые испытывают стойкость и создают узы взаимной зависимости при решении управленческих задач.

Примитивный тейлоризм применялся эффективно во время индустриализации СССР в 30-е и 40-е годы, когда крестьяне были вытолкнуты из деревень и брошены на гигантские индустриальные предприятия. Бюрократии в СССР было выгодно не размышлять самой и бросать в топку индустриализации поток людей. Сталинизм и террор раздробили советское общество, разорвали горизонтальные связи между людьми и разрушили все остатки социального капитала настолько, что сейчас происходит угасание наций в России и СНГ. Тейлоризм в России, в его более жестокой форме, применяется до сих пор. Не зря с приходом М. Горбачева с лозунгом «Перестройка» возник и лозунг «За социализм с человеческим лицом».

На собственном производственном опыте (более 40 лет в СССР и России) я неоднократно сталкивался с мнением руководства по любому вопросу – «закрутить гайки», высокомерные отношения к нижестоящим, полное недоверие к среднему управленческому звену и рабочим. В ответ они поступают так же. Система недоверия на производстве проникает в общественные и личные отношения. Снижение социального капитала принимает необратимый процесс. В развитых странах поднимают вопрос о разрушении семьи, в России институт семьи уже разрушен. Давно идут процессы снижения образовательного и культурного уровня. Грустно осознавать, но появились слоганы: «Национальная идея России: «Кинуть лоха». И возможно, через 1–2 десятилетия нормой станет трайболизм: межплеменная вражда, когда одни русские (москвичи) будут воспринимать русских, живущих на другой территории, как врагов, и будут бороться с этими «другими» (горьковчанами, саратовцами), и наоборот. В мире много примеров трайболизма: Аногола, в которой идет гражданская война на протяжении 48 лет, и где выросло два поколения людей, не учившихся в школе, но знающие автомат Калашникова с детских лет.

Сравним с российской фирмой ВАЗ. Вернемся к выпуску 800 тыс. авто в год (рабочих суток – 300; за рабочие сутки выпускается – 2,6 тыс. авто). Средний вес авто 1,4 т, за сутки собирается 3600 т. Эти комплектующие разгружаются на склады, потом передаются на конвейер. Тысячи людей занимаются перегрузкой и учетом всей массы комплектующих. Убрать этот ненужный груз капвложений и бестолковый труд тысяч людей невозможно. У нас нет доверия и стремления к сотрудничеству между рабочими и менеджерами. За это надо платить. И мы платим: низкой конкурентоспособностью и низкими доходами.

Преподавая международный менеджмент на курсах «Мастер делового администрирования», я опрашивал своих студентов: какая организация направила их на учебу. Все ответили, что пошли учиться по собственной инициативе (понимая, что карьера зависит от образования) и организация не заплатила за них ни рубля. А руководство отнеслось к затее учиться нейтрально. Моральной поддержки не было. Руководители боятся иметь толковых замов, и все восприняли учебу подчиненных как подсиживание. Это и есть результат отсутствия социального капитала. Результат – рост повышения экспорта сырьевых и снижение наукоемких товаров дает реальную картину превращения России в колониальный сырьевой придаток. Основой развала экономики является отсутствие доверия друг к другу.

Справка о тоталитаризме

Тоталитарное государство строится на идеологии, дающей одну точку зрения на человеческую жизнь. Тоталитаризм задается целью уничтожить гражданское общество полностью, установить «тотальный» контроль над жизнью граждан. С переворота в 1917 году советское государство систематически преследовало все конкурирующие источники в российском обществе: политические партии, прессу, профсоюзы, частные предприятия и церкви. К концу 30-х годов оставались институты, носящие эти имена, но это были лишь призраки прошлого, организованные режимом и полностью ему подконтрольные. Осталось общество, члены которого были низведены до «атомов», не связанных ни с какими институтами-посредниками, кроме правительства.

В романе К. Кизи «Полет над гнездом кукушки» приведена иллюстрация тоталитарных надежд. Герои – пациенты сумасшедшего дома, живущие инфантильной жизнью под надзором властной Сестры. Герой Мак-Мерфи пытается их освободить, нарушая правила, выводя заключенных-пациентов к свободе. Он обнаруживает, что среди них нет ни одного, которого держат в больнице против его воли. Они все от страха перед внешним миром добровольно остаются в стенах больницы. Цель тоталитаризма – не просто лишить человека свободы, но заставить его бояться свободы и без принуждения признавать свои цепи благодетельными.

Заключение

Государства, которые не обеспечивают безопасности граждан и прав собственников, где нет подчинения закону всех членов общества без исключения, способствуют тому, что их граждане не доверяют не только правительству, но и друг другу, и в результате развитие общества сжато в тисках недоверия.

Процесс выращивания обществом социального капитала труден. Он касается всех живущих поколений. Молодое поколение оставляет за собой многочисленные жертвы, поскольку старые нормы сотрудничества все время изменяются. А новые изменения приходят с опозданием, пока не повзрослеет подрастающее поколение, набивающее себе шишки. Они еще не выросли, а потребность в любви, дружбе и сотрудничестве у них больше, чем у взрослых. Дети и молодежь не ждут – отсюда и жертвы.

Идеальным примером сравнения наличия социального капитала может выступать Италия – как государство, где громадна разница между ее развитым промышленным Севером и отсталым сельскохозяйственным Югом.

Профессор Гарвардского университета Р. Патнэм проводил исследования, пытаясь ответить на вопрос, почему север Италии богат, а юг – беден. Проанализировав все аспекты: уровень урбанизации, образования, политические партии и многое другое, он пришел к выводу, что в основе лежит активность людей на низовом уровне. В количестве хоровых и литературных кружков, кулинарных ассоциациях, любителей ретромашин, клубов футбольных болельщиков и т. п. – то есть в степени гражданской активности. В северных районах Италии наблюдается интенсивная сеть горизонтальных связей: граждане объединяются друг с другом в самые различные ассоциации. Там существует высокий уровень социального капитала, люди настроены доверять друг другу. В этих регионах самые эффективные правительства.

На Юге структура общества носит характер иерархии (вертикальные связи), уровень отчуждения и социальной апатии высок. И называется это отсталым сельскохозяйственным Югом. Мафиозному Югу смертельна активность граждан.

У нас на Руси много столетий идет исторический спор: какая социальная сила будет доминировать в общественной жизни – бюрократия или граждане, которым нужны правила игры, а не управление через декреты. Пока чиновники – одна из социальных сил в стране, которая знает, чего хочет, и добровольно не отдаст свои привилегии.

И как с проблемами развития социального капитала справятся правительства и гражданские общества различных государств – от этого зависит их будущее. Через 15 лет некоторые государства (Китай, Индия, Бразилия) подтянутся к лидерам, а другие отстанут (Россия, страны СНГ, африканские страны), и новые правительства, не отягощенные грузом старых обязательств, начнут своими вызовами перекраивать мир согласно своим национальным интересам.

Газета «Богатей» (e-mail: gazeta-bogatey@yandex.ru) и автор М. Ганзин (e-mail: 9272268678@bk.ru) ждут от представителей среднего класса писем по вопросам развития социального капитала ваших фирм и семей.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26112009132521&oldnumber=510