"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (510) от 26.11.2009

Свобода Совести

Рейтинг на доверии, или Как можно разрушить общественное согласие

Александр НИКИТИН

Когда я посмотрел в записи новую общественно-политическую программу «Рейтинг доверия», вышедшую 1 ноября на телеканале «ТНТ-Саратов» с участием ведущей Анастасии Резчиковой, политического психолога Александра Пантелеева и Епископа Саратовского и Вольского Лонгина, то невольно испытал чувство стыда за участников программы.

Чего было в этой программе больше – правового нигилизма или желания поучаствовать в очередном оглуплении саратовского обывателя – сказать не берусь. Впрочем, я вполне допускаю даже искренность участников: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Однако давайте более подробно остановимся на явных, на мой взгляд, перекосах этого нового телепроекта.

Сама тема весьма интересна. Проблема отношения населения области к религии как таковой и религиозным общинам, действительно, очень актуальна. Наше общество нравственно больно. Власть коррумпирована. Экономика является сырьевым придатком развитых стран. Президент Медведев Д.А. выдвигает новую грандиозную программу модернизации, особенностью которой должно стать ее проведение в рамках демократических ценностей. Для реализации этой программы нужна нравственная власть и нравственно здоровое общество. Оздоровить нашу власть и общество без трудов внешней силы, по моему убеждению, невозможно. Такой внешней силой могли бы стать действующие на территории России различные церкви, в том числе и даже в первую очередь православные.

В выпуске были обнародованы результаты опроса, проведенного компанией «Ромир-Саратов», о том, сторонником какой конфессии себя считают жители области. Оказалось, что 89 % саратовцев приверженцы православия, 3 % — ислама, по 1% – сторонники католицизма, буддизма и иудаизма. Лично у меня результаты опроса вызывают огромное сомнение, поскольку серьезно отличаются от других аналогичных опросов. Впрочем, это не важно. Не об этом речь.

Далее были приведены еще цифры, что только 2 % саратовцев еженедельно бывают в церкви, а 45 % считают себя атеистами и в церковь не ходят. Указанную статистику владыка Лонгин почему-то назвал оптимистической. И это при том, что большинство репрезентативных исследований религиозных настроений граждан России постоянно отмечают растущее падение интереса к православию и конкретно к РПЦ. Сегодня посещать церковь перестают многие из тех, кто в эйфории церковного ренессанса пытался к ней приобщиться. И эта тенденция нарастает.

Вот результаты одного из опросов лиц, переставших посещать православную церковь. Перестали ходить в православную церковь из-за того, что нет времени на церковную жизнь (39,4 % опрошенных); в этом нет необходимости, можно быть верующим и вне церкви (38 %); много фальши и неискренности в происходящем в церкви и поведении священника (25 %); церковь как организация не вызывает доверия (23 %); смысл происходящего на богослужении не понятен (18,5 %); неудобное расположение церкви (4 %).

Цифры говорят сами за себя. Вот бы о чем порассуждать, да поразмышлять участникам выпуска. Ан нет, началось, на мой взгляд, пошленькое оханье по поводу того, что «о душе», оказывается, в России некому заботиться, кроме как Русской православной церкви. Поскольку речь в данном случае с очевидностью шла не о догматическом учении РПЦ о спасении души для загробной жизни, а о духовном богатстве, о культуре и нравственности, то, с моей точки зрения, такое демонстративное и беспардонное перечеркивание культурно-просветительской работы библиотек, театров, образовательных и культурных программ телевидения и радио, педагогов в художественных и музыкальных школах, общих и специальных школьных и дошкольных учреждениях и многих других подвижников, по крайней мере, некрасиво. Эта церковно-православная забота «о душе» выглядела совершенно нелепо в устах атеистов, коими, на мой взгляд, являются А. Резчикова и А. Пантелеев.

После данного пассажа наши приверженцы православной церкви перешли ко второй части программы, которую ведущая А. Резчикова обозначила как «проблему тоталитарных сект».

Честное слово, я вправе был рассчитывать, что уж, по крайней мере, устроители этой программы – ведущая Анастасия Резчикова и политический психолог Александр Пантелеев – перед программой если не прочитали, то хотя бы подержали в руках Конституцию Российской Федерации и федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Если же судить о том, что происходило на экране, то указанные лица либо не знали, какие законы в Российской Федерации регулируют деятельность религиозных общин, либо делали вид, что эти законы, непосредственно относящиеся к теме их программы, всего-навсего ничего не значащие пустяки.

Все, что происходило дальше на телевизионном экране, можно расценить как целенаправленное шарлатанство.

Однако все по порядку. Я сначала по наивности предположил, что, вероятно, речь пойдет о религиозных общинах, чья деятельность была прекращена по решению суда, но продолжающих действовать нелегально. Например, о таких запрещенных тоталитарных сектах, как сатанисты, АУМ сенрике, Белое Братство, некоторых общинах пятидесятников-харизматиков и т. д. Однако, заверив зрителей, что речь пойдет о тоталитарных сектах, наша очаровательная ведущая, с наивностью младенца, начала вести речь о законопослушных религиозных общинах, которые объявляются сектами только в понимании православных сектоведов типа скандально известных А. Дворкина и А. Кузьмина: пятидесятников, Церкви «Слово жизни», Свидетелей Иеговы и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов).

В научном мире термин «секта», «деструктивная секта», «деструктивный культ» и «тоталитарная секта» в отношении к новым религиозным общинам не применяется, а применяется, как правило, термин «новые религиозные движения» (НРД), а в отношении терминов «деструктивная секта» и «тоталитарная секта» у ученых-религиоведов сложилось стойкое мнение, что это псевдонаучные определения, поскольку описание характерных признаков «деструктивной секты» и «тоталитарной секты» характеризуется абстрактностью и неопределенностью. Сами эти признаки также не являются устойчивыми, присущими всем типам относимых к ним религиозных объединений. Большинство признаков носят оценочный характер и могут применяться избирательно. Расплывчатость наименований «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» позволяет причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение, более того, и саму РПЦ, которая отвечает всем признакам, свойственным этим «сектам». Ученые-религиоведы отмечают, что было бы желание, а уж понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» всегда готовы принять в свои безразмерные объятия всякого, кого сектоведам нужно, ничтоже сумняшеся, заклеймить, не утруждая себя мыслями о последствиях бездумного обращения с такими ярлыками-страшилками.

Известный религиовед, доктор исторических наук из Санкт-Петербургского государственного университета С.Л. Фирсов писал, что в подготовленный РПЦ и сектоведами список «тоталитарных сект» и «деструктивных культов» «входят практически все известные новые религиозные движения», в результате этого «проблема отбора отпадает сама собой» По мнению многих ученых, истинным намерением борцов с сектами является вовсе не забота «о духовном и психическом здоровье населения, а о том, чтобы избавить от успешных конкурентов традиционные религии, отяжелевшие под грузом лет и растерявшие миссионерскую прыть». Ученые-религиоведы обоснованно предупреждают, что использование ненаучных, воспринимаемых как оскорбление терминов, таких, как «секта, сектант, тоталитарная и деструктивная секта», не допустимы из-за того, что это ведет к раскалыванию общества, поскольку в душах одних людей формируется глубокая обида, а в душах других – разжигается пламя религиозного или атеистического фанатизма, а в целом общество дестабилизируется, разваливается на презирающие друг друга, ненавидящие друг друга, враждебные друг другу мировоззренческие «куски».

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26112009132911&oldnumber=510