"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (510) от 26.11.2009

Жанры

«Поедем, красотка, кататься…»

Лана СОКОЛОВА

Народная песня на современной сцене и в теле-радио эфире явление довольно неоднозначное. Порой она становится как бы еще одной составной частью шоу-бизнеса, что диктует свои «законы» исполнения и трактовки народной песни, зачастую искажающие ее почти до неузнаваемости.

Народные песни стали довольно редкими и в концертных программах: существует десяток другой «брендовых» вещей, кочующих из репертуара в репертуар. Студенты консерватории и СГУ еще привозят из экспедиций истинно народные песни, но тех, кто сохранил их, становится с годами все меньше и меньше.

Конкурс исполнителей народной песни им. Лидии Руслановой, по замыслу организаторов, как раз и должен сохранить народную песню, показать ее красоту в первозданном виде, передать традиции исполнения подрастающему поколению. Шестой, с 1995 года, конкурс собрал гостей со всех волостей и не только из России: приехали народники из Казахстана и Абхазии. К сожалению, не попали на конкурс украинцы (их не выпустили из страны из-за эпидемии гриппа).

Приехали певцы да певицы не только песни попеть и себя показать, но и других посмотреть, да поучиться. Более семидесяти участников от десяти до семидесяти лет из 29 регионов (от Москвы до Хабаровска) нашли возможность прибыть в Саратов.

В преддверии конкурса, как и подобает случаю, в министерстве культуры собрали журналистов, дабы представить им именитое жюри: Анна Литвиненко, народная артистка России – председатель жюри, народные артисты России Василий Овсянников, Елена Сапогова, заслуженные артисты России Петр Сорокин, Надежда Крыгина, композитор Валерий Калистратов – и еще раз напомнить об «исторических вехах» народного песенного конкурса.

Людмила Богуславская, заместитель директора Государственного Российского Дома народного творчества и член жюри, заметила, что жюри скорее будет не оценивать, а жить вместе с конкурсантами. За три конкурсных дня пройдут три тура в четырех возрастных группах; отслушать и оценить каждого конкурсанта, даже если он споет лишь две песни, – труд не из легких. А чтобы вечерами времени зря не терять, мастера народной песни из жюри проводят мастер-классы для конкурсантов, на которых и об особенностях народной песни расскажут, и петь правильно поучат.

На одном из туров конкурса побывал корреспондент «Богатея»: и песни послушал, и «разбор полетов» увидел. Старшая группа, от 23 лет, была выбрана намеренно: маленькие детишки умиляют, юные радуют уже тем, что интерес к этому жанру проявляют, и только имеющие определенный жизненный опыт могут прочувствовать и раскрыть и донести до слушателя душу песни. Представьте девчушку лет десяти, которая поет «Горе мое, горе», – ей бы частушки или колыбельную, а она про горе в десять-то лет.

Но вернемся к исполнителям. Раз песня народная, то – само собой разумеется, что надо не просто спеть ее, а показать. Тут уж фантазии есть где разыграться: от концертных (с жемчугами да кокошниками) до народных костюмов. Правда, с народным костюмом лодочки на шпильке, скорее, диссонируют, чем гармонируют. Не говоря уж о том, что «Окрасился месяц багрянцем», где кипят не шуточные страсти, никак не вяжется с гримасой улыбки, застывшей на лице исполнительницы на время всего выступления.

Боткина Елена из Энгельса, самая старшая и, похоже, самая опытная. Потому и костюм (от платка до самых настоящих лаптей), и репертуар (частушки), и манера исполнения (настоящий деревенский вокал, с традиционным «аканьем» и «оканьем», хоть и слегка «причесан») – все работало на «показ» песни. Это была настоящая пропаганда, в хорошем смысле этого слова, народной песни.

У некоторых исполнительниц, а их было подавляющее большинство, слышался закрытый звук и уже поставленный голос; все же хорошо, что у многих все это не слишком проявлялось, потому что прелесть народной песни в том, что она не должна быть нарочито «причесанной».

Если вспомнить, то у Руслановой вокальные данные все-таки развивались от природы, постановка голоса была уже гораздо позже, и это чувствовалось. С точки зрения вокала, Русланова очень неправильно пела, но брала глубиной голоса, переживаниями. Именно переживания и должны быть в народной песне, она и жива до сих пор потому, что она переживательная. Любая песня: страдания, частушка, плясовая – переживательная, рассказанная.

А еще у Лидии Руслановой в исполнении песни был театр, и не все, к сожалению, сегодня до уровня театрализованной подачи песни дотягивают. Те же «Валенки» – коронная песня Руслановой – ни одна из исполнительниц не сделала, как должно. Вроде песня-то ни о чем, но в ней – вся душа. И Лидию Андреевну обойти в подаче песни так, чтобы душа развернулась, услышав ее, не удалось пока никому.

И все же почти у каждой исполнительницы была своя изюминка, своя интересная песня. Жаль, что исполнение сократили до двух песен: одна с аккомпанементом, вторая – обязательно акапелла. Потенциала видно много, есть очень интересные исполнители и голоса: Миронова Оксана (г. Тамбов), Козлова Елена (г. Балашов) и др.

Отрадно слышать звонкие, может быть, не громкие, но по-настоящему народные богатые и открытые голоса. Текстовка, настроение – все это должно быть вместе, только тогда песня будет жить.

Настоящая, без прикрас народная песня звучала в минувший вторник со сцены театра оперы и балета в исполнении лучших, по мнению жюри, конкурсантов. Саратовская делегация оказалась самой «богатой» на лауреатство: в самой старшей возрастной группе две Елены – Боткина и Козлова – приглянулись жюри больше других. Не посрамили саратовскую землю и добры молодцы: Ярослав Семьянинов и Иван Уваркин лучше отпели среди участников молодежной группы. Первостепенное лауреатство в юношеской группе досталось Стуровой Ольге (г. Липецк), а самыми юными лауреатами стали Ченцова Анастасия (г. Тула) и Димиткина Эльвира (г Липецк).

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26112009133616&oldnumber=510