"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (511) от 03.11.2009

Продолжение Темы

Пособие по коррупции для местного самоуправления

Олег СУХАНОВ

Им, по сути, стало новое Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом, утвержденное депутатами гордумы.

То, что происходит сегодня в общественном пассажирском транспорте Саратова, даже с натяжкой нельзя назвать проблемами. Это самый настоящий бардак, доведенный до абсурда. Саратовцы стонут от него, а власти делают вид, будто прилагают все усилия, чтобы покончить с безобразиями, и делают это при помощи такого инструментария, как конкурсные отборы перевозчиков.

Но, в полном соответствии с толстовской «Историей государства Российского», порядку в Саратове нет как нет, а потому городским властям надо было скорее принять новое Положение об отборе перевозчиков. 24 сентября сей исторический труд был завершен, и гордума утвердила новое «Положение об организации транспортного обслуживания населения». Вот о нем-то мы и поведаем читателям.

Как узаконить беззаконие

Как известно, все тендеры, начиная с марта 2007 года, неизменно вызывали тучу судебных исков. И судебных решений, которыми эти самые конкурсы объявлялись недействительными. В итоге возникали следующие «неувязки»:

а) в победителях у нас оказывались совсем не те лица, которым показано заниматься перевозками людей;

б) те, кто мог бы это делать несравненно лучше, почему-то оказывались на обочине или вообще в стороне от дела;

в) судебные решения не мешали «победителям», получавшим не предназначенные для них графики, продолжать лихо рубить денежки, им явно не причитающиеся;

г) власти разводили руками, ссылались на устарелость Положения и говорили нечто невразумительное об интересах города, о коих они пекутся, всячески оттягивая выполнение судебных решений до ... очередного тендера.

Гордиев узел названных беззаконий вроде бы и призвано разрубить новое Положение, принятое депутатами. Но чтобы решить, сможет ли оно это сделать или не сможет, надо его рассмотреть вблизи.

Вид у него, конечно, очень научный. Добрая треть ответственного документа представляет собой сплошной перечень терминов, взятых из Устава автомобильного транспорта, который каждый желающий заниматься пассажирскими перевозками должен знать, как «Отче наш», и разграничением полномочий между гордумой и горадминистрацией, которые, кстати, могут быть определены только Уставом Саратова. А в Уставе города об этом пока что еще ни слова. Но что поделать, если неприличествующий моменту законотворческий зуд не дает житья.

Переход к сути дела начинается только с шестой статьи Положения, где говорится, что отбором перевозчиков должна заниматься комиссия из 12 человек, половина которой должна состоять из депутатов гордумы. И формирует ее никто иной, как глава администрации. Правда, депутатскую шестерку выдвигает депутатский корпус. Такого нет ни в одном регионе РФ, кроме нашего. Поскольку повсюду считают, что депутатское кресло обязывает к чему-то большему, нежели дележ маршрутов, так как это вопрос чисто производственный, ничего общего с законотворческой деятельностью не имеющий.

Организует всю работу этой комиссии председатель, что и ежу понятно. Зато уж совсем непонятно, как председатель может представлять интересы этой комиссии во всех органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, в судах, не имея никакого статуса? И какие интересы комиссия должна там отстаивать, не являясь ни юридическим, ни даже физическим лицом?

Да и это все ничего бы, да только очень смущает, что начисто отсутствует сам порядок отбора претендентов на право осуществлять пассажирские перевозки, ради чего и писались столько лет эти новые правила. По каким параметрам оценивать участников конкурса и кого считать победителем? На эти вопросы ответов никаких. Да и зачем, если комиссия сама кого надо отбирает, а кого надо посылает подальше. А жалобы этих посланных, паче чаяния они появятся, захочет – рассмотрит, а не захочет – то и нет. Есть, правда, рекомендации соискателям. Но они рекомендациями и остаются.

По существу, весь этот документ сводится к тому, что все полномочия по организации транспортного обслуживания полностью делегируются комиссии, которая на свое усмотрение определяет и победителей, и проигравших. И никакой ответственности за содеянное ею не несет.

Тот самый Иващенко

Если называть вещи своими именами, новое Положение узаконивает все безобразия, о которых мы упоминали выше. И мы не думаем, что правая рука его авторов не ведала, что творит левая. Но уж очень хотелось им придать своему детищу законный вид и толк. И вот один из авторов, заместитель председателя постоянной комиссии по промышленности, связи, транспорту и торговле, тот самый небезызвестный историк и бывший начальник МУ «Транспортное управление» Саратова Андрей Иващенко, на следующий день после утверждения нового Положения гордумой – лучше поздно, чем никогда? – направляет текст новорожденного документа в областную Торгово-промышленную палату на экспертизу.

Однако Максим Фатеев, президент ТПП Саратовской области, член правления ТПП РФ, грубо обманул ожидания Андрея Евгеньевича. Назвав решение Саратовской гордумы проектом, он изучил его, руководствуясь Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 72-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», кстати говоря, обязательной для всех подобных документов. И обнаружил, что целый ряд пунктов и подпунктов содержат коррупционные факторы. Такие, как отсутствие сроков рассмотрения жалоб и обращений, поступивших в комиссию от участников отбора, ограничение круга лиц, могущих обратиться в комиссию, обилие документации, которую не следует запрашивать от участников конкурса. Очень смутило М. Фатеева, что «отсутствует механизм оценки заявок по критериям конкурсного отбора», а «окончательный перечень критериев отбора указывается только в конкурсной документации, что может привести к проведению конкурса по одному критерию или дополнительных критериев, не указанных в Положении». Удивившись, что в комиссии должны работать 12 членов, шестеро из которых обязаны быть депутатами, а шестеро – сотрудниками администрации, Фатеев назвал это пробельностью права, выражающейся в отсутствии административной процедуры, мер ответственности и запретов и ограничений для органов местного самоуправления. Кроме того, в проекте отсутствует периодичность проведения конкурса и режим прозрачности информации.

Депутатский отпор ТПП

Можно только представить, какую бурю негодования вызвали в душе Иващенко справедливые замечания президента Саратовской ТПП. Как мастер слова, депутат и бывший руководитель транспортного управления, Иващенко не смог удержаться, чтобы не указать Фатееву на его недальновидность, и дал «достойный отпор». Отбор перевозчиков, как и следовало ожидать, Андрей Евгеньевич провозгласил прерогативой администрации и созданной ею комиссии. А привлечение депутатов к какой-либо ответственности посчитал действием некорректным. И вообще подчеркнул, что Положение-то дума уже утвердила. И это никакой уже не проект, а руководство к действию.

Иначе говоря, вместо того, чтобы подтвердить, что новое Положение просто великолепно и в свете его сложившееся сегодня положение в общественном пассажирском транспорте может претендовать только на оценку «отлично», президент ТПП, по мнению Иващенко, несет какую-то околесицу. Не знаем, как прореагирует после этого господин Фатеев на предложение дальнейшего сотрудничества, но нам теперь стало ясно многое.

Зачем проводить новый конкурс? Да затем, чтобы в победителях оказалась все та же большая тройка: ОАО «Межгородтранс», Автокомбинат № 2 и МУ «СГЭТ». Ведь мы уже знаем, кого назначит в «победители» тендера назначенная администрацией конкурсная комиссия. Что из того, что из них только первый имеет базу, предназначенную для пассажирских перевозок, и немного собственного транспорта. База второго «победителя» предназначена для грузовых автомашин, а собственного пассажирского транспорта нет вовсе. А у третьего ни того, ни другого. Разве это главное для качественного обслуживания пассажиров? Да и для них ли это все делается вообще? А ответив на этот вопрос, остается только приветствовать введенные «победителями» поборы в виде бригадирских и диспетчерских, которые превышают в месяц зарплату Президента РФ. Новое Положение их к тому просто обязывает. Ну, а если кому-то из владельцев машин это не нравится, может обращаться в комиссию и ждать ответа до скончания веков.

О безобразиях в транспорте

Саратова

Недавно по НТВ в программе «Максимум» на всю Россию были показаны пустые протоколы конкурсной комиссии, подписанные ее членами, депутатами гордумы А. Иващенко, Н. Якимовым, О. Комаровым. Увидели мы и некоторые последствия их замечательной работы: врача перевозчика-победителя этого странного конкурса, который за мзду ставит отметки о прохождении предрейсового медосмотра, механика, выпускающего на линию автобус без техосмотра. И много других поразительных вещей.

Еще недавно шли упорные разговоры, что у владельцев автотранспортных средств начали требовать неофициальных отчислений с дотационных сумм, выплачиваемых из бюджета в качестве возмещения выпадающих доходов. Теперь это тоже надо приветствовать. Ведь деньги-то, как утверждают, пойдут на приобретение автобусов, которые победители будут сдавать в аренду тем, кто эти отчисления сделает. Ну, разве это не благородно? И как же легко превратиться из коррупционера в блюстителя городских интересов.

Недавно несколько перевозчиков, фактически отстраненные от участия в последнем конкурсе, выиграли иски. Городские власти, много разглагольствующие о святости выполнения законов, однако не поспешили выполнить судебные решения, обязывающие вернуть истцам отобранные у них путем махинаций маршруты и графики. Более того, к номерам маршрутов добавили несуществующие литерные обозначения, чтобы выдать маршруты за совершенно другие, чем те, о которых идет речь в судебных решениях. Но, понимая, что этого явно недостаточно, власти теперь приняли новое Положение об отборе перевозчиков. В том виде, в котором оно родилось, – это последняя попытка раз и навсегда утвердить под видом законности раздел рынка пассажирских перевозок в его нынешнем виде. Хотя мы сильно сомневаемся, что этот коррупционный документ будет способен выстоять в любом суде. Но «борцы за городские интересы» сдаваться не собираются. Они готовы стоять насмерть. А почему?

На кого работаешь, Положение?

А вот тут у нас, кажется, все ясно. В стране, как и во всем мире, кризис, финансовые реки мелеют, а ручейки пересыхают. По существу, в области на сегодня осталось два основных сколько-нибудь полноводных источника доходов. Это ЖКХ и общественный пассажирский транспорт, где ежедневно по-прежнему крутятся миллионы рублей, которые так легко перегонять в «левые» доходы. Эта «алхимия» предельно упрощается, когда на поле остается минимум игроков. И все свои. Ворон ворону, как известно, глаз не выклюет. А то, что общественный пассажирский транспорт летит в тартарары, так для наших городских властей это не беда. Они отправили в небытие уже все инфраструктуры, кроме вышеназванных. Так за что же щадить какой-то там транспорт, даже если его величают общественным?

И самое парадоксальное, что все это безобразие открыто творится в то время, когда президент и председатель Правительства России объявили об усилении борьбы с коррупцией.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3122009112514&oldnumber=511