"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (511) от 03.11.2009

Экспертиза

Наша милиция: впечатление удовлетворительное

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

29 октября сотрудники и добровольцы Саратовского правозащитного центра «Солидарность» приняли участие в проекте независимой ассоциации общественных организаций Altus «Неделя посещений отделений милиции в России», чтобы оценить уровень предоставляемых гражданам правоохранительных услуг в Саратовской области.

Поддержку проекту и содействие в его реализации оказал Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин и министр МВД РФ генерал армии Нургалиев Р.Г.

Большая поддержка проекту была оказана начальником ГУВД Саратовской области генерал-лейтенантом милиции С.А. Арениным и начальником ГУВД города Саратова полковником милиции А.Н. Дураковым.

Визитеры должны были оценить ситуацию в отделах милиции по двадцати вопросам, разбитым на пять категорий.

А. Организация на оказание помощи гражданам

1. Расположение отделения милиции (удобство расположения, транспортная доступность, близость к остановкам общественного транспорта, наличие указателей).

2. Оценка дежурной части с точки зрения удобства приема граждан (отведено ли место для ожидания граждан, которые желают зарегистрировать заявление, сообщение).

3. Оценка оснащения отделения милиции материалами информационного и справочного характера (например, вывески, доски объявлений, плакаты, указатели с информацией о том, как написать заявление, как и где получить психологическую, социальную и иную помощь в случае необходимости, куда обратиться в случае утери документов и т. д.).

4. Оценка дежурной части с точки зрения наличия в ней специального сотрудника по приему граждан ( в том числе по приему заявлений).

Б. Материально-технические условия

5. Оценка чистоты и порядка в отделении.

6. Оценка состояния здания в целом, наличие ремонта, состояние мебели.

7. Оценка условий работы сотрудников отделения (загруженность кабинетов, состояние оборудования, компьютеров).

8. Оценка наличия условий для безопасного опознания подозреваемых свидетелями (когда свидетеля не видно), например, наличие комнаты с зеркальным окном, либо видеонаблюдения.

В. Соблюдение принципа равенства всех перед законом в работе с гражданами (вне зависимости от их пола, возраста, национальности, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, принадлежности к тем или иным меньшинствам)

9. Оценка наличия условий для соблюдения конфиденциальности при опросе жертв и свидетелей преступлений (особенно таких, как изнасилования, домашнее насилие).

10. Оценка условий и возможности для опроса потерпевших-женщин (соблюдение конфиденциальности, наличие сотрудников женского пола, женского туалета и т. д.).

11. Оценка условий для доступа в отделение милиции инвалидов, раненых, пожилых граждан (наличие пандусов, специальных дверей, туалета).

12. Наличие информации и специализированных служб для меньшинств (например, мигрантов, национальных меньшинств, женщин) – переводчик, юрисконсульт, психолог.

Г. Подотчетность обществу

13. Оценка наличия информации о наиболее типичных преступлениях, совершаемых в районе работы отделения милиции (например, данные о том, что в районе действует маньяк, совершаются однотипные кражи, карты с отмеченными опасными участками, информационные листы и т. д.).

14. Оценка доступности информации о деятельности данного отделения милиции (например, наличие информации об уровне преступности на текущий момент в данном районе, о местах и степени тяжести совершаемых преступлений, данные о количестве возбужденных дел, раскрытых преступлений, данные социологических опросов об удовлетворенности гражданами деятельностью данного органа, данные о числе дел, переданных в суд).

15. Оценка наличия информации о том, как обжаловать незаконные действия сотрудников данного отделения (например, образец для подачи заявления в прокуратуру, координаты службы собственной безопасности, уполномоченного по правам человека).

16. Оценка возможности идентифицировать сотрудников отделения милиции (например, имеют ли они нашивки с Ф.И.О., номерной знак).

Д. Условия содержания задержанных

17. Оценка условий содержания задержанных в отделении милиции с точки зрения безопасности (надзор за содержащимися под стражей, их охрана, порядок передвижения).

18. Оценка возможности идентифицировать задержанных (например, знают ли сотрудники милиции, кто находится в месте, отведенном для задержанных, есть ли у них номерные знаки и т. п.).

19. Оценка наличия условий для посещения задержанных адвокатами, родственниками (наличие комнат для свиданий, возможности позвонить по телефону, передать еду).

20. Оценка условий содержания с точки зрения санитарных норм (чистота, вентиляция, наличие туалета и душевых).

Проект на территории Саратовской области реализовывался ограниченно.

Для посещений выбраны были только следующие отделения милиции:

Отделение милиции № 1, Волжский район г. Саратова.

Отделение милиции № 2, Заводской район г. Саратов.

Отделение милиции № 3, Кировский район г. Саратова.

Отделение милиции № 4, Ленинский район г. Саратова.

Отделение милиции № 6, Фрунзенский район г. Саратова.

Саратовский ОВД Саратовской области.

По результатам посещения были составлены анкеты посетителя отделения милиции.

Общие итоги оказались следующими (см. таблицу).

(По мнению регионального координатора, не все визитеры проявили достаточную принципиальность, и в некоторых случаях поставленные ими оценки были явно завышены.)

После предварительного обсуждения итогов посещения со всеми посетителями выявились следующие рекомендации, направленные на улучшение качества работы отделений и сотрудников милиции:

1. Часть помещений в отделах милиции нуждаются в текущем ремонте. Конечно, сами по себе давно некрашенные стены, старые выключатели и т. п. мелочи напрямую не влияют на качество работы, но определенную психологическую атмосферу у граждан создают.

2. Каждый из сотрудников милиции должен иметь какие-либо знаки (нашивки, бейджик, номер и т. п.), которые бы позволяли его идентифицирован и выделять из окружающих сослуживцев и давали возможность гражданам обращаться к нему персонально.

3. Комнаты и уголки для посетителей не обозначены как таковые. Особенно комнаты. Необходимо на стенах или окнах сделать указатели, что посетители милиции имеют право пройти в эту комнату или воспользоваться отдельно стоящим столом для того, чтобы получить минимальную информацию о работе отдела милиции и иную.

4. Информация, которая имеется в комнатах и уголках посетителей, крайне скудна. Так, например, на столах нет образцов заявлений потерпевших в милицию по правонарушениям, в которых они пострадали, образцов жалоб на незаконные действия сотрудников милиции начальнику отдела и в прокуратуру. Необходимо указать не только телефоны, но и адрес прокуратуры, службы собственной безопасности и уполномоченного по правам человека.

5. Информация о предоставлении социальной, психологической и иной помощи крайне скудна. Кроме указанных телефонов желательно указать название организации, учреждения, которое оказывает данный вид услуг, его адрес, а также платные услуги или безвозмездные.

6. Обязательно необходимо указать название организации и адрес, где можно заручиться помощью переводчика.

7. Должна быть более полная информация с указанием, куда надо обращаться при утере документов: не только телефон, но и название организации и адрес расположения и даже режим работы (время приема граждан) этого органа.

8. Желательно, чтобы на стене у стола посещений или в комнате посетителей висела карта района с указанием (при помощи, например, разноцветных стекол или иных возможностей районов) наиболее опасных с криминогенной точки зрения, то есть там, где совершается наибольшее число преступлений, например, грабежей и разбоев, краж, изнасилований и т. д.

9. Желательно, чтобы в комнате посетителей и на столе для посетителей была книга отзывов посетителей. Конечно, там могут быть злобные и нецензурные записи, но могут быть и полезные. Во всяком случае, как эксперимент, можно было бы попробовать.

10. В камерах, где содержатся арестованные, должно быть светло. Практически во всех камерах неоправданно темно.

11. В душе нет горячей воды, что исключает возможность им пользоваться.

12. Желательно в каждом отделе милиции организовать специальный кабинет с зеркальным окном, который бы позволял безопасно проводить опознание (когда свидетеля не видно).

Остальные рекомендации, выполнение которых требует значительных материальных вложений:

– обеспечение каждому сотруднику милиции, особенно дознавателям и следователям, отдельного кабинета. Было бы неплохо, если бы отдельный кабинет был и у каждого оперативного сотрудника (уголовный розыск, участковые и т. д.);

– у каждого сотрудника милиции должна быть собственная техника (компьютер с полной конфигурацией и не один на двоих и более сотрудников);

– должны быть специальные кабинеты, где бы можно было производить допросы свидетелей, обвиняемых и подозреваемых с соблюдением максимальной конфиденциальности;

– здания отделов милиции должны быть оборудованы таким образом, чтобы было удобно для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Описанная акция в Саратовской области будет проводиться ежегодно.

Надеемся, что в 2010 году будут зафиксированы добрые перемены в работе нашей милиции.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3122009112950&oldnumber=511