"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (513) от 17.12.2009

Смишные Дела

Религия и СМИ

Юрий ЧЕРНЫШОВ

12 декабря в СГУ состоялся круглый стол на тему: «Взаимодействие церкви и СМИ», запланированный в рамках проходивших в Саратове с 10 по 12 декабря Седьмых межрегиональных Пименовских чтений, посвященных более широкой теме: «Православная культура: ценности классической науки, образования и искусства».

В работе круглого стола приняли участие директор Института филологии и журналистики СГУ Валерий Прозоров, министр информации и печати Саратовской области Владимир Шутов, игумен Нектарий, представители телекомпаний Сергей Утц (ГТРК) и Антон Комаров (ТНТ), заместитель редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская и ряд других статусных лиц, в том числе представляющих светские СМИ. Модератором выступила главный редактор газеты «Православная вера» Маргарита Крючкова.

Считается, что круглые столы, проводимые в рамках онаученных мероприятий типа конференций, симпозиумов, чтений и пр., бывают более полезны, чем дежурные пленарные доклады. Считается также, что живая дискуссия, к которой предрасполагает такой формат, более способна «высечь» живую искру и породить какие-то идеи.

Однако уже с самого начала мероприятия стало ясно, что круглый стол заведомо нацелен на заданный результат – побудить представителей светских СМИ дать ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы голос церкви был услышан?». То есть, как сделать, чтобы во всех СМИ звучала пропаганда православия.

Организаторы в значительной мере достигли этой цели, в мягкой форме выразив некоторую досаду на то, что СМИ, особенно телевидение, уделяют этому вопросу недостаточно внимания. И представители СМИ, начиная с министра информации, будто попавшись на эту наживку, принялись почти оправдываться. Только Сергей Утц в довольно жесткой форме напомнил, что в государственном средстве массовой информации доминирование одной конфессии противоречит закону, и вопросил: «Голос церкви должен быть услышан? А зачем?». И пояснил свою позицию: «Чтобы выжить в этом мире, зритель должен получать информацию, но не наставления». По мнению Сергея Рудольфовича, представители РПЦ могут высказываться по любым вопросам, но мелькание их на экране приводит к эффекту, обратному ожидаемому. Каждое появление должно быть событием, каждое слово – откровением. Как только РПЦ определится с этим, станет понятен формат их выступлений… «Представители РПЦ должны стать депутатами души», – сказал С. Утц. Тогда, когда это происходит, ни одного их слова на телевидении не вырезается. Так было, например, с 40-минутным выступлением Шевкунова, посвященным антиалкогольной политике. Сходную позицию на взаимоотношения СМИ и религии изложил и представитель «Комсомольской правды».

Что же можно сказать о представителях других СМИ, которые будто соревновались, какие они боголюбивые? Одни регулярно помещают сообщения о православных праздниках, другие отдают целые полосы под основы православия. А канал ТНТ, радующий русский народ-богоносец передачами «Дом–2» и «Камеди клаб», где шутки ниже пояса – признак хорошего тона, даже представил свой последний утренний ролик на тему православного поста. Замечательная перспектива для зрителя канала: вечером насмотрелся пошлости и обхохотался над непотребством, а с утра помолился и стал херувимчиком – готов в рай заказной бандеролью отправится. Антон Комаров, признав, что формат передачи придуман совместно с отцом Нектарием, конечно же, сделал оговорочку, что, мол, «мы никого не призываем дружными рядами идти в церковь».

У представителей православных СМИ проблемных вопросов в сфере взаимодействия с церковью по определению не возникло. Они просто вели религиозную пропаганду, косвенно поучая «невоцерквленные» СМИ, что и как надо писать о православии. Выступления их, естественно, были благостные, и порой складывалось впечатление, что они живут в ином мире. Где проблема воинствующей ксенофобии по адресу инославных, которую демонстрируют иные представители православия по благословению епархии? Знают ли эти ведомственные СМИ о серьезных опасениях, высказываемых на страницах светской прессы, что, по мере клерикализации в России, будет нарастать межрелигиозная вражда? И что можно сделать, чтобы остановить нарастающую напряженность? Известно ли им о серьезных противоречиях между вектором «модернизации» России и некоторыми идеологическими установками и течениями в самой православной церкви, которые даже глава РПЦ Патриарх Кирилл назвал «бабьими баснями»? Или, может быть, «православные» не знакомы с проблемами самой РПЦ – косностью обрядов, церковнославянским языком богослужений, непонятным ни одному невоцерковленному русскому человеку? И неужели у кого-то может возникнуть надежда, что светские СМИ останутся в стороне от этих проблем и борьбы вокруг них и, поддавшись благостным речам, не станут доносить все перипетии этих проблем до читателей?

Но обсуждение было столь жестко срежиссированно, что поднять эти вопросы было невозможно. Даже неугомонному правозащитнику Григорию Ахтырко для того, чтобы получить слово, пришлось воспользоваться опробованным приемом. Сначала он вслух возмутился, что не дают слова никому из СМИ, кроме запланированных статусных, и не дают, в частности, Интернет-порталу conspirology.org, который он представляет. А затем сам же слово и взял. Но как только он упомянул газету «Богатей» как газету, публикующую наиболее острые материалы по межконфессиональным проблемам, так ведущая заседание очень ловко увела разговор от греха подальше во всю ту же благостную нишу. Точка зрения «самой острой» газеты на взаимодействие СМИ и религии в этом спектакле никого, похоже, не интересовала.

Недавно на совещании ректоров духовных учебных заведений Патриарх Кирилл призвал епископов и священство наладить диалог «с людьми современными, мало церковными, критически относящимися к церкви». Судя по состоявшемуся круглому столу, в Саратове голос Патриарха представителями церкви и «воцерквленных» православных СМИ не услышан. Диалог не получился. И складывается впечатление, что православие просто боится публичной дискуссии по самым острым вопросам взаимодействия со СМИ, а значит – и с обществом. В итоге получается ряд: благостненько, благостно, благо…, бла…, бла…, бла…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17122009105136&oldnumber=513