"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (514) от 24.12.2009

Худсовет

В преддверии Рождества

Светлана ТЕНЕТКО

Программа «Рождество с друзьями» в рамках 18-го Международного фестиваля органной музыки начала своеобразный Рождественский концертный марафон.

Планировалось, что вместе с «Трио-Соната» на сцене Большого зала консерватории сыграет нидерландский органист, большой друг ансамбля и уже известный саратовцам по прошлым фестивальным гастролям, пришедшимся на рождественские праздники, Баудвайн Зварт. Но жизнь вносит в планы свои коррективы, и г-н Зварт не смог приехать по причине болезни. Но в канун Рождества возможны всякие чудеса, и концерт состоялся, и орган звучал особенно и величественно. Да и название программы «Рождество с друзьями» приобрело новое звучание, ведь на то они и друзья, чтобы в трудную минуту приходить на помощь. Такой вот «скорой помощью», пришедшей на выручку друзьям, стала казанская органистка, заслуженная артистка республики Татарстан, лауреат всероссийских и международных конкурсов Лада Лабзина.

Отрывшая программу вечера «Аве Мария» в исполнении «Трио-Соната» сразу задала определенный рождественско-праздничный настрой, подхваченный и продолженный прелюдией и фугой Иоганна Себастьяна Баха, прозвучавшими в исполнении Лады Лабзиной по-женски легко, радостно и празднично. Приглушенный свет в зале и чуть подсвеченный орган создавали атмосферу некой таинственности в преддверии праздника, не хватало лишь огромной украшенной елки, чтобы воочию ощутить величие праздника. Особенно когда зазвучали два предрождественских хорала, наполнившие зал величественными звуками.

Первая часть концерта была выстроена и передавала атмосферу праздников и великосветских балов и приемов короля-Солнца, поистине по-королевски звучала четырехчастная соната Шедевиля. Клавесин придавал еще большую изюминку барочной музыке эпохи Людовика XVIII.

Во второй же части музыканты не отказали себе в удовольствии немного отойти от помпезности барокко. Если в первой части мы слышали орган и «Трио-Соната», скажем так, в сольном исполнении, то во второй части концерта был представлен разнообразный микс: гобой и орган («Земля лотоса» Скотта – Крейслера), «Трио-Соната» и орган («Мелодия» Шарля Азнавура). Заметим, что с полным составом «Трио-Соната» Лада Лабзина играет впервые и, можно сказать, этот концерт стал своеобразной премьерой.

Джазовые органные импровизации мы уже слышали в исполнении Арьяна Брейкховена в прошлом сезоне и, тем не менее, было довольно интересно услышать органный джаз еще раз, но уже в исполнении участницы Первого международного фестиваля «Джаз на большом органе» в Челябинске (2004) Лады Лабзиной («Прелюдия из сюиты «Джаз на пуантах» Д. Руика).

И уже совсем под занавес – страстный, романтичный, невероятный Астор Пьяццолла и его «Либер танго» по-новому прозвучал в сочетании органа и «Трио-Соната».

Воспользовавшись представившейся возможностью, корреспондент «Богатея» задал несколько вопросов нашей гостье.

Корр.: Как удается Вам, Лада Владимировна, совмещать довольно плотный гастрольный график с преподаванием, семьей и написанием музыки…

Л. Лабзина: Я еще и зам. директора по концертной работе Большого концертного зала Казани. Не знаю. Трудно. Наверное, потому что полифонистка. Многоголосие, полифоническое мышление предрасполагает к тому, чтобы было много дел, чтобы было не одно дело в жизни. Я всегда либо раздваивалась, либо расстраивалась, а сейчас я расчетверяюсь, если так можно сказать.

Корр.: Насколько это Вас напрягает?

Л. Лабзина: Просто, видимо, у меня такой склад моей природы: когда много всего, я, наоборот, собираюсь и все успеваю. А когда мало – я расхлябываюсь и болею, и толстею, и ничего не хочу делать. Когда много дел и в голове кипит, ты чувствуешь, что интересно жить.

Корр.: На саратовской сцене мы чаще видим мужчин органистов. Не существует ли, на Ваш взгляд, некой женской дискриминации в этом вопросе?

Л. Лабзина: Нет. У нас, наоборот, как раз очень много органисток и обучается очень много. И есть органистки женщины, если говорить о нашем органном сообществе, то существует такой как бы рейтинг: Любовь Шишинова, заслуженная артистка, Людмила Томилина, Светлана Бережная, Дарья Меркова, – это довольно известные органистки.

Другое дело, что концертная деятельность весьма тяжелый труд: переезды, перелеты, это сопряжено с определенными физическими нагрузками. Для концертирования нужно, грубо говоря, быть довольно выносливым и неприхотливым, уметь на какие-то вещи не обращать внимания, не быть капризным.

Там, где, конечно, можно, я могу быть капризной, но не в поездках и гастролях, если я «подписываюсь» под все эти дела. В данном случае приехала в любимый Саратов, как я в шутку говорю, как «скорая помощь», потому что не приехал голландский органист. Я понимаю, что здесь мои друзья, единомышленники, с которыми у нас сложился хороший ансамбль и сотрудничество. Хотя у меня очень много дел, конец года, в Большом концертном зале я с утра до вечера провожу время, имея отношение ко всем концертам классической музыки всей Казани: и симфонической, и хора, и т. д. Но я считаю очень важным прийти на помощь и быть непривередливым, и если ты выбираешь такую жизнь, то живи вот этой жизнью.

А в какой-то другой жизни можно уже и полениться, и покапризничать, почувствовать себя женщиной иногда… (смеется).

Корр.: Случается так, что подходите к органу, а его еще «объезжать» приходится?

Л. Лабзина: Бывает и так.

Корр.: Часто так случается?

Л. Лабзина: Нет, только в Казани.

Корр.: Так ведь это Ваш родной город и можно сказать родной орган?

Л. Лабзина: А у нас очень сложный инструмент. В некоторых городах я называю инструменты самоиграющими. Вот, например, ваш орган. До него только дотронешься, и он сам играет…

Корр.: Что для Вас приятнее, легче – преподавать или играть самой?

Л. Лабзина: Знаете, я всю жизнь преподаю, с восемнадцати лет. И уча других, я научилась многому сама. Самое главное обучение для меня началось не тогда, когда меня учили, а когда я учила сама, благодаря этому я много умею. Я этому очень благодарна. Другое дело, что есть периоды в жизни, когда какая-то деятельность начинает превалировать: одно время это было преподавание и когда я играла очень много сама, сейчас я думаю об организации концертов и творческих проектов Казани вообще и при этом сама играю. Педагогической нагрузки чуть поменьше – и меня это сегодня устраивает. Я считаю, что сейчас тот возраст, когда надо играть, и если есть возможность что-то созидать и как исполнитель, и как режиссер, то это надо делать. А учить я смогу, надеюсь, и до старости.

Корр.: Считаете ли Вы, что существует женская манера игры на органе и мужская и чем они отличаются для Вас?

Л. Лабзина: Все дело в гормонах, и Вы прекрасно об этом знаете: женских и мужских. Другое дело, что есть мужчины, у которых превалируют женские гормоны, особенно у тех, кто любит пиво, и женщины, у которых больше мужских химических элементов. Бывает, что мужчины, которые на органе играют по-женски, и наоборот. Я надеюсь, что в моем случае это как-то сбалансировано, потому что я сама Весы и мне кажется, что мне это дано.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24122009114601&oldnumber=514