"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 1 (515) от 14.01.2010

Городское Собрание

Останется ли Устав города Саратова зонтиком для жулья

Городской наблюдатель

15 января состоятся публичные слушания по проекту решения Саратовской городской думы «О внесении изменений и дополнений в Устав города Саратова». У меня не вызывает сомнения, что подготовленные изменения в Устав нашими городскими депутатами носят косметический характер, направленный только на приведение отдельных положений Устава в соответствие с потребностями правящей бюрократии, и не более того.

Однако реально наш ныне действующий городской Устав уставом органа местного самоуправления не является. Это устав, по моему убеждению, обслуживающий интересы исключительно коррумпированной, жадной и нравственно развращенной бюрократии. Если бы я получил задание разработать городской Устав, который бы позволял бесконтрольно и безнаказанно разворовывать и разбазаривать городской бюджет и городскую собственность, то я, не сомневаясь ни минуты, предложил бы заказчикам принять ныне действующий городской Устав. Лучшего документа для этих целей придумать невозможно.

Саратовский правозащитный центр «Солидарность» за активное участие в разработке проекта Устава города, согласно которому жителям города Саратова отказано в праве непосредственного контроля над деятельностью муниципальных органов города Саратова и жители города лишены права ознакомиться с полным и подробным отчетом об исполнении бюджета города Саратова, присвоил Аксененко Юрию Николаевичу, Маркову Виктору Константиновичу и Фролову Александру Васильевичу звание «Самый ненародный депутат» за 2005 год.

Чтобы понять насколько указанные лица дискредитировали само понятие местного самоуправления, достаточно ознакомиться с принятой 15 октября 1985 года «Европейской хартией местного самоуправления». В этом замечательном документе понятие местного самоуправления звучит так:

«1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом».

Данная Европейская конвенция является и нашим внутренним законодательством, поскольку подписана и ратифицирована 11 апреля 1998 года и вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года.

Правозащитник А. Никитин неоднократно в своих публичных выступлениях и статьях в газете «Богатей» обращал внимание читателей, что, согласно Хартии, местное самоуправление осуществляется советами и собраниями, которые могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Исполнительные органы местным самоуправлением не являются. В соответствии с Хартией, выборные органы как раз и создаются для того, чтобы рассматривать все без исключения вопросы местного значения и таким образом принцип разделения властей на представительные (законотворческие) органы и исполнительные органы отсутствует, поскольку он чужд местному самоуправлению.

Но в том, что наш город с 2005 года превращается в «королевство кривых зеркал», что качество управления городом из года в год деградирует, поскольку оно оторвано от реальных нужд и потребностей жителей города, что мы, жители города, полностью лишены возможности реально ограничивать самовластье коррумпированной и вороватой городской бюрократии, виновны не только выше указанные лица, не только депутаты городской думы, голосовавшие за действующий Устав, но и все мы, саратовцы. Мы все пожинаем плоды того, что к принятию основного городского документа отнеслись более чем безответственно.

Тогда, в 2005 году, А. Никитин в одной из своих статей, посвященной проблеме принятия городского Устава, писал: «… желательно, чтобы все муниципальные чиновники являлись только техническими работниками. Они, как квалифицированные и высокооплачиваемые специалисты, готовят проекты принимаемых решений по всем насущным вопросам местной жизни, но не принимают самостоятельно ни одного окончательного решения. Решения должны приниматься комиссиями (комитетами), которые формируются из депутатов представительных муниципальных органов.

Депутат представительного муниципального образования сразу же становится центральной фигурой самоуправления. Жители муниципального образования и в первую очередь муниципального избирательного округа уже не с техническими чиновниками, а со своим избранным депутатом будут связывать решение всех своих повседневных нужд. Таким образом, самоуправление станет реальным фактом. А выборы депутатов представительного органа муниципального образования – самыми активными выборами почти со стопроцентной явкой избирателей.

Для того, чтобы прочнее связать депутата с жителями, депутат муниципального образования должен получить право отлагательного вето на реализацию принятого администрацией (комиссией, комитетом) решения или постановления, если он считает, что оно ущемляет законные права и интересы жителей его избирательного округа. Отлагательное вето преодолевается повторным решением главы администрации (комиссии, комитета).

Основная комиссия органа местного самоуправления – бюджетная комиссия – должна быть сформирована из председателей остальных отраслевых комиссий, чтобы распределение бюджета происходило справедливо с учетом реального положения дел в муниципальном образовании».

Понятно, что ничего из этих предложений А. Никитина в городской Устав не попало. Более того, все изменения в городской Устав, которые вносились после 2005 года, были направлены не на расширение возможностей для нас, жителей и избирателей, чувствовать себя реальными хозяевами города, а на создание барьеров и препятствий для тех жителей города, которые могут проявить инициативу и пожелают принять непосредственное участие в управлении делами города, и на расширение самовластья местной бюрократии.

Но борьба саратовцев за цивилизованное местное самоуправление не окончена.

Правозащитным центром «Солидарность» в оргкомитет публичных слушаний поданы следующие предложения:

«1. Устав г. Саратова (в ред. решения Саратовской городской думы от 27.11.2008 № 33-362) по своему содержанию не соответствует Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, поскольку носит ярко выраженный коррупционный характер, целенаправленно устраняет прозрачность и контроль со стороны жителей города над деятельностью депутатов и городского чиновничества.

В связи с этим предлагаем рекомендовать депутатам Саратовской городской думы образовать комиссию по разработке нового проекта Устав города Саратова, исходя из следующих концептуальных положений:

а) администрация города Саратова является исполнительным органом Саратовской городской думы и полностью ей подотчетным;

б) Саратовская городская дума вправе рассмотреть любой вопрос, касающийся местных проблем жизнедеятельности города Саратов;

в) Саратовская городская дума вправе организовывать специальные депутатские комитеты и комиссии, которые проводят депутатское расследование любого факта из деятельности должностных лиц МО «Город Саратов», если имеется основание полагать нанесение этой деятельностью материального или репутационного ущерба МО «Город Саратов»;

г) депутаты Саратовской городской думы не вправе занимать руководящие должности в муниципальных учреждениях, предприятиях и организациях в период осуществления своих полномочий депутата, а также в течение одного года после окончания депутатских полномочий. При выдвижении должностного лица кандидатом в депутаты Саратовской городской думы им должна быть дана подписка об оставлении руководящей муниципальной должности в случае избрания депутатом Саратовской городской думы;

д) администрация города Саратова и муниципальные служащие осуществляют только техническую подготовку проектов решений, касающихся всех без исключения вопросов местного значения. Конкретные решения по ним принимаются депутатами Саратовской городской думы в комитетах и комиссиях, а также на пленарных заседаниях Саратовской городской думы;

е) отчет об исполнении бюджета должен быть настолько подробным и конкретным, чтобы исключал саму возможность сокрытия воровства бюджетных денег или их не целевого использования;

ж) обнародованию должны подлежать полные акты проверок, осуществляемых контрольно-счетной палатой;

з) каждому жителю города Саратова должна быть гарантирована возможность ознакомиться с отчетами по исполнению бюджета и актами проверок контрольно-счетной палаты по любому муниципальному ведомству, учреждению, организации и предприятию».

Кроме того, некоторые из озвученных предложений рекомендовано городским депутатам принять немедленно, не дожидаясь разработки нового проекта Устава.

Конечно, я прекрасно понимаю, что, возможно, и сегодня все злободневные предложения сделать городскую власть прозрачной и подконтрольной жителям останутся без последствий. Хотя кто знает. А вдруг у некоторых депутатов городской думы проснется совесть, и они осознают, что купаться в номенклатурной славе, которой они награждают друг друга, любыми средствами стремиться копить земные богатства, наслаждаться своей маленькой депутатской властью и ублажать свои низменные похоти винами, яствами и прочими плотскими удовольствиями в увеселительных оргиях, не заслуживает того, чтобы на это тратить короткую земную жизнь и тем самым губить свою бессмертную душу. А если они атеисты, то вдруг они действительно вспомнят, что много полезней и приятней оставить о себе память в потомках и истории города, как о честных и добропорядочных депутатах. Что в их силах сделать историю города Саратова отличной от истории города Глупова. И сделают они для себя простое, но очень важное открытие, что честным и добросовестным депутатам незачем подковерно комбинировать и нечего скрывать от своих избирателей и жителей.

Если такое произойдет, то рухнет саратовское «королевство кривых зеркал» и начнется складываться совсем другая городская жизнь.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14012010113011&oldnumber=515