"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 1 (515) от 14.01.2010

Образ Жизни

Новогодний экстрим по-русски

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Встретить Новый год в отдаленном Карельском лесу близ Онежского озера, в поселении так называемых «анастасийцев» Залесье, поначалу казалось чистой авантюрой. Но удавшаяся «авантюра» выглядит лишь трудным и более-менее рискованным мероприятием. А осмотр, хоть и кратковременный, таких городов, как Владимир, Суздаль, по дороге туда, и водопада Кивач за Петрозаводском и Коломны – на обратном пути, дорогого стоят. В итоге теоретические 1800 километров до поселения вылились в десятидневное путешествие по северной части России протяженностью в 4300 километров.

Движение «анастасийцев», поклонников фантастических книжек коммерсанта, писателя, талантливого менеджера и пиарщика Владимира Мегрэ, начало развиваться с конца 90-х годов прошлого столетия после выхода в свет первых четырех книжек Мегрэ. Сейчас их всего девять, являющихся циклом, развивающим идеи первой книги. Она называлась «Анастасия» – по имени девушки, якобы живущей среди дикой природы в тайге, которую будто бы встретил Мегрэ в своих коммерческих экспедициях по Оби где-то под Сургутом.

Девушка, кроме того, что была «красоты необыкновенной», обладала еще и необыкновенным же даром предвидения, способностью постижения знаний всего, что накопило человечество, и проникновения на расстоянии в помыслы людей, исцелением от всех болезней, а также другими качествами на уровне Бога. И все потому, что жила в диком лесу и опиралась на чудодейственную силу дерева кедр. Главный ее совет людям состоял в призыве уходить из городов от цивилизации и создавать сельские поселения – «родовые поместья».

Это, разумеется, сильно упрощенное описание образа Анастасии, созданного воображением писателя Пузакова, взявшего фамилию жены – Мегрэ. Книжка была вброшена на рынок в трудный период ломки и преобразований, когда у людей особенно сильно проявляется тяга к религии, эзотерике, оккультизму, вера в чудеса. И как ни фантастично было повествование писателя, им увлеклись миллионы людей. И саратовская земля не осталась без последователей этого движения. И здесь создаются экопоселения и появляются специфические проблемы, связанные с культом Анастасии, в том числе проблема взаимоотношений с властью и православной епархией. Потому-то и представлялось интересным знакомство с отдаленным и, судя по информации сайтов, одним из самых развитых поселений. Выбор пал на Залесье.

Кратко об эко-национальной идее России

Сегодня, то есть примерно 10 лет спустя от начала Движения, в центральной России существуют, если верить сайтам, семь экопоселений – родовых поместий, в которых живут 122 семьи, или около 280 человек. Не густо, надо сказать. Но число почитателей Анастасии многократно превышает число тех, кто действительно последовал советам этого мифического персонажа – их многие десятки, если не сотни тысяч. Число же почитателей книг Мегрэ просто фантастично – их миллионы. По-существу налицо социальный феномен: большевики создали систему всеобщего образования, материалистического по природе, но отучили огромные массы мыслить материалистически. И разрушив религиозную систему формирования мировоззрения, вовсе не истребили, видимо, заложенное в человеке, стремление к вере, мистике, язычеству, некритическому восприятию и всему, что обычно свойственно невежеству. Невежество, в первую очередь, образованщина и разочарование в ценностях современной цивилизации – вот качества, талантливо использованные Мегрэ, и в этом – причины развития движения.

Созданы и действуют Фонд «Анастасия» и Фонд культуры и поддержки творчества «Анастасия», движение «Звенящие кедры России», исследовательский и читательский центры «ИЦ Анастасия» и ряд подобных. Вокруг «Анастасии» развернулся мощный бизнес. Активно издаются, продаются и распространяются многомиллионными тиражами книги Мегрэ, не отличающиеся какими-то художественными достоинствами, аудио и видеокассеты, имеющие прямые признаки манипулирования сознанием его поклонников и со-идеологов, распространяются саженцы кедра и кусочки кедра в качестве талисманов.

Особенно занимательно, но и жутковато то, что люди, покупающие продукцию Мегре и других идеологов «анастасийства», сделавших делом своей жизни коммерцию на «Анастасии», эзотерике и язычестве, искренне верят, что все описываемые в «Звенящих кедрах России» события являются правдой. Сам Мегре, естественно, эту веру активно поддерживает, хотя и признал, что Анастасия – выдуманный им образ. Следовательно, все движение – это вопрос веры. Тем не менее, идея экопоселений – родовых поместий – стала претендовать на статус национальной идеи России. Ее (без эзотерических и оккультных тонкостей) поддержали ряд видных государственных и общественных деятелей страны.

Очень четко и прагматично оценил движение губернатор Кемеровской области Аман Тулеев: «…Мы поддержали эту идею, несмотря на ее некоторую фантастичность, на первый взгляд. Сейчас его участники уже перешли к практическим шагам – это оформление земли в собственность. Как в дальнейшем они будут распоряжаться полученной землей, хозяйствовать на ней, обустраивать свое поместье и т. д., покажет время. Раздать землю – не проблема, главное, чтобы ее получили те, кто действительно хотел бы на ней работать. И родовые поместья – это лишь одна из форм землевладения, либо землепользования… Ведь идея создания родового поместья родилась как попытка уйти от урбанизации и экологического неблагополучия городской жизни. И садовые участки многие люди заводят не только как подспорье, но и чтобы иметь возможность для психологической разгрузки, отдыха от городской духоты и суеты. Поэтому, самое главное – это создать условия людям для жизни и работы на земле. А в наших людях генетически заложена к ней тяга. Ведь земля для российского человека была всегда Надеждой, Силой и Опорой».

Да и нынешний президент Дмитрий Медведев, еще будучи первым вице-премьером, отвечая на многочисленные вопросы Интернет-пользователей о родовых поместьях, 5 марта 2007 года ответил: «Идея родовых поместий, в том виде, в котором она здесь сформулирована, вполне позитивна. Она полностью перекликается с нашими идеями малоэтажной или одноэтажной России».

Даже один из лидеров мусульман Верховный Муфтий России Талгат Тадджудин поддержал движение, обнаружив, что «…книги Владимира Николаевича Мегре очень помогают любить Бога. Он доводит эту истину через слова Анастасии. Может, для богословов есть какие то спорные вопросы, может, кто-то скажет, что это как гипотеза или что-то, но вера в Бога, а еще больше любовь к Богу – она сначала собирается по крупинкам, а потом становится безмерной. И этот человек еще до иного мира, еще в этом мире уже становится счастливым. А книги Владимира Мегре помогают нам в этом».

Кризис дал новый толчок развитию этой идеи. Анастасийцы стали напрямую обращаться к президенту страны с предложением издать Закон о родовых поместьях. По-иному восприняло в целом идею движения, а особенно его языческие и оккультные ритуалы и практику, православная епархия. Все движение и его многочисленные ответвления были объявлены тоталитарной сектой Мегрэ, одной из самых зловредных, с точки зрения православной трактовки Бога.

Однако само понятие «секта» в определении и толковании православных идеологов очень сомнительно с научной и правовой точки зрения. Упрекая анастасийцев в склонности к язычеству, православие само ставит под сомнение правомерность своего определения. Ведь язычество зародилось гораздо раньше православия. И уже потому не может быть сектой, то есть, в строго научном определении – частью чего-то другого, скажем, отколовшейся частью православия. Другое дело, что движение анастасийцев в том виде, в котором преподносят его лидеры в многочисленных публикациях и на сайтах, опирается частично на Библию и Евангелие. Опирается эклектически, вздорно, беззастенчиво, карикатурно и даже нахально. Но, тем не менее, создает конкуренцию православию, благодаря все той же опоре идеологов на невежество и некритичность людей.

Однако если не считать этой стороны дела, то надо признать, что одну из самых обстоятельных и, я бы сказал, блестящих критических работ по книгам Мегрэ и его «учению», выдаваемому за «голос Анастасии», написал священник, д. и. н. Петр Иванов. Название его статьи очень точно отражает суть явления: «Культ Анастасии: таежный сериал для советской образованщины, или Гитары, деньги и кедровая каша в голове». Но, при всем при том, реальность, увы, такова, что в современной России удивительным образом сочетаются, да еще как, – на уровне национальной идеи, – казалось бы, совершенно несовместимые вещи: идея возрождения России как великой державы на основе, увы, почти самодержавия, православия и якобы «народности» (сиречь – демократии) и спекулятивная идея отделения от государства, язычества и ухода от цивилизации. Странная смесь расползается по просторам России. Но – нет худа без добра. И от бредовой идеи мало что остается при непосредственном контакте и ближайшем рассмотрении. Но чтобы убедиться в этом, надо было отправиться в северные края.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14012010113650&oldnumber=515