"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (520) от 18.02.2010

Угол Зрения

Крестом православия и мечом правосудия

Леонид ЮРЬЕВ

«Ларьки у храма Петра и Павла будут снесены по решению суда» – такое сообщение появилось на сайте «Взгляд-инфо» 15 февраля. Да не просто у храма названных святых, а, как расшифровывается далее со ссылкой на решение Ленинского районного суда Саратова, «расположенных в парковой зоне вблизи строящегося храма во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла».

Формально творцы этой «инфы» ничем не погрешили. Они даже привели цитату из релиза «надзорного ведомства», обосновывающую претензии прокуратуры. Тоже заслуживающий внимания перл: «Эксплуатация объектов коммерческого назначения повлекла бы за собой ущемление прав верующих, что, в частности, следует из обращения представителя Прихода во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла», – говорится в релизе надзорного ведомства. И, естественно, «решение суда о сносе построек обусловлено, прежде всего, их расположением в зоне зеленых насаждений общего пользования, а также близостью к строящемуся храму», – добавляет сайт со ссылкой на сообщение прокуратуры. И еще: «Кроме того, проверка установила, что саратовский бизнесмен Казян возвел данные объекты без соответствующих разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию».

Обвинительный уклон информационного сообщения, как и клерикалистский оттенок судебного решения, очевидны. Православным крестом и мечом правосудия «нечестивый» нарушитель должен быть изгнан с незаконно насиженного им места! Казалось бы, справедливость восторжествовала, и именно так оно (судебное решение) и должно быть воспринято обществом. Как бы не так! Обсуждение информационного сообщения весьма показательно.

Судя по анализу откликов (взяты 14 первых откликов на форуме сайта), читающая публика разделилась ровно пополам. Одну половину составили явные атеисты, другую половину – верующие. Антогонисты вступили в яростную перепалку. Большая часть атеистов не сомневается, что если строения возведены незаконно, то их следует снести – независимо оттого, где и кем они возведены. Но они выражают негодование по поводу избирательной мотивации судебного решения, опирающегося на «права верующих». Если права верующих нарушают торговые и увеселительные заведения, то в равной степени, считают они, и атеисты могут заявить, что их права нарушают повсеместное распространение церковных ларьков и торговых точек, торгующих продукцией религиозного содержания («утварью поповской»). Характерно при этом, что ни один отклик атеистов не содержит оскорбительных высказываний против личности владельца «коммерческих заведений».

Бросается в глаза резко отличающаяся тональность откликов защитников прав православных верующих. Вот несколько характерных высказываний (орфография частично выправлена – Ред.).

«Наконец-то! этим обнаглевшим пред-принимателям с «русскими» фамилиями стали наступать на горло ....».

«…Так держать, казянов на пастбища... пусть там строятся».

«…Что хорошего может дать предприниматель Казян, обнесший весь сквер своим забором – трудно понять. Поставит там мангал для шашлыков и пластиковые столики».

«…Если б не храм, то он так и продолжал свой «бизнес»??».

«Лучше уж храм, чем уродский зеленый забор и шашлыки, жарящиеся прям около дороги...».

Вряд ли, конечно, те, для кого православие – повод для обоснования ксенофобии, услышат резонный вывод атеиста: «Хорошее у вас сравнение, – отвечает он на предыдущую реплику, – сравниваем церковь с торгашами. Вы даже сами не представляете, насколько близки к истине. Это раз. Два: кафе там занимало небольшой пятачок ПЕРЕД СКВЕРОМ, а под церковь разворотили ВЕСЬ СКВЕР. Хотя мое личное мнение – и кафе надо было убрать. И, кстати, для верующих из Ленинского: вам жертвенное место еще на 8-й Дачной построили».

Даже этот минимальный контент-анализ убедительно показывает, насколько сильно в нашем обществе растущее неприятие клерикалисткой экспансии православной церкви, открыто поддерживаемой государственными структурами, с одной стороны, и ксенофобия, опорой которой служит православие, с другой стороны, Отражение этих тенденций отчетливо видно по приведенным выдержкам.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17022010233550&oldnumber=520