"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (520) от 18.02.2010

Бизнес и Мы

Нравственная экономика: миф или реальность?

Елена ТАЛПЭУ

Экономическая система – одна из важнейших составляющих — как жизни общества, так и жизни каждого отдельного человека. И все, что важно для жизни людей, естественно, имеет значение и для русской православной церкви. Высшие силы уже всяческим образом пытаются нам – людям XXI века – намекнуть, что мы делаем что-то не так: то ли занимаемся не тем, то ли не ту власть выбираем, то ли просто живем не нравственно. Оттого у нас процветает бедность, коррупция, пьянство и еще много пороков современного общества, которые можно перечислять. Но простых намеков мы не понимаем. Как говориться: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Этот гром, который всем стал известен под названием «мировой экономический кризис», грянул!

Обсуждение наболевших вопросов предпринимателей состоялось, как уже принято, в ТПП Саратовской области. Но обычно с бизнес-сообществом встречались различные представители власти, обещая им помощь и поддержку, создавая видимость диалога между «власть имущими» и «бизнес НЕимущими». Иногда эта помощь оказывалась. Так, газета «Богатей» в предыдущем номере уже рассказывала о встрече Валерия Радаева с экономической элитой Саратова. На ней больше всего повезло гендиректору завода «Волгодизельаппарат», который сумел в ходе обсуждения общих экономических вопросов нашего региона затронуть частную проблему его предприятия, а именно рейдерских атак на данный завод. По итогам этой встречи даже была создана комиссия, которую возглавил председатель комитета по вопросам местного самоуправления Саратовской облдумы Василий Синичкин. Буквально несколько дней назад эта комиссия отправилась в Маркс, чтобы прояснить ситуацию на «Волгодизельаппарате».

Но не всем предпринимателям так «свезло». Многие скептически отнеслись к поползновениям власти наладить диалог с бизнесом. Таким образом, пока трудно сказать, что встреча с Радаевым принесла свои плоды и развеяла все сомнения и беспокойства предпринимателей нашего города и области.

Видимо, поэтому в ход была пущена «тяжелая артиллерия».

На этот раз с предпринимателями в стенах Торгово-промышленной палаты побеседовал епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Создалось впечатление, что заявленная тема: «Русская православная церковь и деловое сообщество в современной России» была обусловлена необходимостью, на фоне малозаметных материальных стимулов, обратиться к духовным наставлениям, чтобы как-то успокоить и усмирить бизнесменов, не на шутку взволнованных катастрофическими последствиями экономического кризиса и прижимаемых к стенке губительными законами.

На встрече Владыка, как показалось, открыто и честно говорил о том, что, несмотря на все усилия власти, наша экономика до сих пор не стала социально-ориентированной. Об этом можно судить хотя бы потому, что в нашей стране сохранилась такая абсурдная вещь, как бедность работающего человека. Из года в год увеличивается расслоение общества, разрыв между богатыми и бедными. Это – серьезный фактор нестабильности не только для экономической, но и для общественно-политической системы страны.

Лонгин также заострил внимание на том, что разразившийся экономический кризис не случаен. Для большей наглядности он поведал об этимологии слова кризис, сказав, что с греческого оно переводится как «суд». Действительно, для нынешнего кризиса это самое точное определение. Таким образом, лейтмотивом встречи звучала мысль о том, что экономический кризис прежде всего связан с нарушением элементарных нравственных норм. В ходе дискуссии епископ сослался на слова святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, пренебрегающая нравственными нормами, в любой момент может рухнуть, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика неэффективна и более того нежизнеспособна».

Не случайно существует такое понятие, как деловая этика, от которой зависит репутация компании. В качестве примера был приведен лозунг русского купечества – класса, уничтоженного после революции: «Прибыль превыше всего, но честь выше прибыли». Говоря современным языком, деловая репутация еще тогда считалась долгосрочным активом. Репутация долго зарабатывается, но легко теряется. Владыка также поделился своим мнением о богатстве: «Церковь всегда благословляла труд человека на организацию и ведение собственного дела. Богатство, в понимании православного человека, не благословение, но и не проклятье. Это, прежде всего, испытание и ответственность».

Основной темой последнего послания президента Федеральному собранию стала необходимость модернизации во всех сферах жизни страны, в том числе экономической. Лонгин отметил, что первой о необходимости модернизации заговорила церковь: «Модернизация в нашем понимании – это не только экономическая реформа, не только технологическое переоснащение российской экономики, не только современная инфраструктура, но в первую очередь – построение новой системы отношений между людьми, в том числе бизнеса, промышленности, образования, науки, которая основывается на национальном нравственном фундаменте».

Государственно-церковные отношения, складывающиеся в настоящий момент, позволяют многим говорить о клерикализации государства или об огосударствлении церкви. Во многом это мнение основывается на наблюдениях за внешней стороной событий. К ним относятся протокольные мероприятия, праздничные дни или иные проявления «внешней» религиозности. К сожалению, такие факты часто встречаются в нашей действительности. Наверно, поэтому одним из вопросов, заданных епископу, был вопрос о взаимоотношениях церкви и политического аппарата, а звучал он так: «Говорят, если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой. Чувствует ли церковь влияние со стороны государства, со стороны власти?».

Ответ: «Смотря что имеется в виду. Церковь, естественно, живет не в безвоздушном пространстве. Но если под словом влияние вы имеете в виду давление, то могу сказать, что сейчас церковь максимально свободна. По крайней мере, за более чем шесть лет моего пребывания в Саратове я не ощущал давления со стороны политической элиты».

И все же кое-кто во встрече Владыки с бизнесменами разглядел и корыстный интерес. Вот как, например, комментирует это событие Интернет-газета «Четвертая власть»: «Епископ Саратовский и Вольский Лонгин продолжает укреплять свои позиции в регионе. На этот раз он встретился за круглым столом в Торгово-промышленной палате Саратовской области с бизнес-сообществом. И несмотря на то, что коммерсанты задавали Владыке больше вопросов общего характера, а не экономических, эффект от встречи для епархии может оказаться большим» (http://www.4vsar.ru/news/3207.html).

В этот день в Торгово-промышленной палате присутствовали не только представители бизнеса, но профессора вузов, общественные деятели. В том числе на встречу с Лонгиным пришел и глава штаба «Молодой гвардии» Василий Артин в сопровождении своей свиты. Артину потребовалось благословение на реконструкцию мемориального комплекса на Воскресенском кладбище, где, без указания имен, захоронен 2861 солдат. На это Владыка со свойственной ему дипломатичностью предложил встретиться позже и обсудить детали.

В ходе двухчасовой беседы правящий архиерей затронул и другие темы, ответил на все прозвучавшие вопросы. Подводя итог встречи, он зачитал записку, присланную из зала. В ней неизвестный автор просил прокомментировать евангельское: «Легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай».

«Это известное выражение из Евангелия, – сказал Лонгин. – Оно говорит о том, что человеку, который привязан к своему богатству, будет очень сложно попасть в Царство Небесное, так же, как и верблюду в игольное ушко».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17022010234736&oldnumber=520