"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (522) от 04.03.2010

Беспредел

КПМО: на бумаге и в жизни

(www.conspirology.org)

В прошлом году газета «Богатей» в № 13 (483) от 9 апреля (статья «У нас все есть», или Модернизация развалин») и в № 17 (487) от 7 мая (статья «Школьная «липа» по-саратовски») предложила читателям увлекательное путешествие по саратовским школам для определения того, что в них соответствует заявленным в Комплексном проекте модернизации образования (КПМО) помещениям или оборудованию, а что есть плод фантазии деятелей от образования. Публикуемое Коллективное обращение – логическое продолжение этих статей.

Генеральному прокурору

Российской Федерации

Ю.Я. ЧАЙКЕ

Коллективное обращение

Уважаемый Юрий Яковлевич!

В декабре 2009 года в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82–ФЗ был создан такой институт гражданского общества, как ООС «Общественная Комиссия по мониторингу реализации в Саратовской области Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ». В рамках деятельности этой Комиссии была создана Рабочая группа по мониторингу муниципальной системы образования г. Саратова, которая осуществляет общественный контроль за исполнением Комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Обозначив эту социальную сферу приоритетной зоной своего внимания, члены Комиссии исходили из понимания того, что именно модернизация школьного образования является базовым фундаментом модернизации всей страны, о чем заявил в своем Послании Президент РФ Д.А. Медведев.

С 1 января 2010 г. вступил в действие Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8–ФЗ, в соответствии с которым органы муниципального управления и подведомственные им муниципальные учреждения обязаны предоставлять информацию о своей деятельности. К категории структурных подразделений органов муниципального управления, подпадающих под действие данного Федерального закона, относятся Комитет по образованию администрации г. Саратова и районные отделы образования, а к категории подведомственных им муниципальных учреждений – все школы, гимназии и лицеи города Саратова, являющиеся муниципальными общеобразовательными учреждениями по своей организационно-правовой форме.

Необходимым требованием к реализации КПМО является наличие общественного контроля за деятельностью общеобразовательных учреждений, которые обязаны публиковать ежегодные отчеты о своей образовательной и хозяйственной деятельности в Интернете, а также привлекать представителей общественности к работе управляющих советов. Однако, в муниципальных общеобразовательных учреждениях (МОУ) г. Саратова, включенных в КПМО, сложилась порочная практика, когда эти обязательные требования безнаказанно игнорируются. К такому выводу пришли члены Комиссии, входящие в состав Рабочей группы по мониторингу муниципальной системы образования г. Саратова.

Более того, в отчетах по исполнению КПМО, предоставляемых руководителями МОУ г. Саратова и размещаемых на официальном сайте КПМО (kpmo.ru), постоянно искажаются данные о реальном положении дел, что свидетельствует о масштабном должностном подлоге со стороны руководителей этих общеобразовательных учреждений и покрывающих их действия руководителей районных отделов образования, а также городского Комитета по образованию.

В качестве объектов для проведения общественного мониторинга Рабочая группа Комиссии определила 12 муниципальных общеобразовательных учреждений г. Саратова. Выяснилось, что только у 3 из 12 МОУ имеются сайты, соответствующие установленным требованиям КПМО, хотя согласно данным официального отчета доля МОУ, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет, составляет 99,11 %. Но даже на этих сайтах отсутствует необходимая информация о работе управляющих советов: нет сведений о контактных телефонах и иных способах связи с членами советов, о времени заседаний советов, решаемых вопросах и принятых решениях, также отсутствуют протоколы заседаний и отчеты о работе советов.

Учитывая то обстоятельство, что именно управляющие советы МОУ в соответствии с КПМО наделены полномочиями распределять денежные средства стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального общеобразовательного учреждения, которые по г. Саратову в общем объеме составляют десятки миллионов рублей, такая непрозрачность ведения финансово-хозяйственной деятельности, демонстрируемая руководителями МОУ и органами муниципального управления в сфере образования г. Саратова, вызывает вполне объяснимую обеспокоенность у общественности. Ни один из директоров взятых на контроль 12 муниципальных общеобразовательных учреждений не обнародовал отчет о финансово-хозяйственной деятельности МОУ за 2008–2009 учебный год!

И таких вопиющих нарушений действующих нормативных актов, обязательных для исполнения в рамках реализации КПМО, члены Рабочей группы по мониторингу выявили предостаточно, чтобы сделать вывод о коррупционной составляющей в муниципальной системе образования г. Саратова, руководимой председателем Комитета по образованию администрации г. Саратова М.А. Епифановой.

Так, например, только у 4 МОУ из 12 имеются акты приемки школ к работе в 2009–2010 учебном году, что дает веское основание сомневаться в полном соответствии этих муниципальных общеобразовательных учреждений не только стандартам КПМО, но и элементарным требованиям пожарной безопасности. Подтверждением этого опасения, в частности, явился рейд членов Комиссии в МОУ № 18 Октябрьского района г. Саратова, в ходе которого перед глазами общественников и представителей СМИ предстал абсолютно пустой пожарный щит, при том, что эта школа располагается в здании дореволюционной постройки, имеющем деревянные перекрытия.

Кроме того, результаты мониторинга выявили нарушения требований КПМО к оплате труда преподавателей и административных работников МОУ. Например, доля заработной платы учителей в фонде оплаты труда МОУ № 17 Кировского района г. Саратова составляет всего 48,39 %, хотя Саратовская область в рамках реализации КПМО взяла на себя обязательства, что доля оплаты труда педагогов будет составлять не меньше 70 %. Имеются значительные перекосы и при соблюдении нормативов подушевого финансирования из расчета количества учащихся: в то время как одни МОУ недофинансируются в рамках реализации КПМО, другие школы получают избыточное финансирование, превышающее нормативы на 25 и более процентов, что опять-таки свидетельствует о наличии субъективного подхода к решению данного вопроса со стороны руководства муниципальной системы образования г. Саратова и отсутствии прозрачности при распределении бюджетных средств по линии КПМО.

Наглядным примером вопиющего волюнтаризма со стороны муниципальных органов управления образованием является ситуация, сложившаяся в МОУ № 30 Кировского района г. Саратова, где новый учебный год так и не начался. Так, в декабре 2009 года в этой школе значилось всего 5 учителей и 10 административных работников, не занимающихся педагогической деятельностью. Средняя заработная плата учителей на указанный период составляла 17000 руб., а средняя заработная плата прочего персонала – 35000 руб. По состоянию на январь 2010 года, как указано на официальном сайте КПМО, численность прочего персонала этого МОУ возросла до 13 человек, а количество учителей, как и учащихся, сократилось до нуля! Теперь руководство города вынашивает планы объединения двух находящихся в критическом положении школ – МОУ № 17 и МОУ № 30, хотя когда Саратовская область заявляла о своем участии в КПМО, предоставленные в Москву официальные данные указывали на полное соответствие обоих МОУ предъявляемым к ним высоким требованиям этого федерального проекта.

Ситуация, сложившаяся в школе № 30, которая, несмотря на полное отсутствие в ней учеников, до сих пор получает бюджетное финансирование по линии реализации КПМО, рассчитанное по принципу подушевого начисления, является вопиющим примером нецелевого использования средств муниципального бюджета.

Безнаказанность главы администрации города Саратова В.Л. Сомова, который несет ответственность за выявленные нарушения, по мнению общественников и представителей СМИ, объясняется тем, что его на этом посту все воспринимают как ставленника секретаря ПГС ВПП «Единая Россия» В.В. Володина. Тем не менее, члены Комиссии считают, что законность и порядок должны быть превыше интересов отдельных лиц и даже политических партий, тем более, что ни Сомов, ни даже Володин не являются единственными выразителями воли такой многочисленной партии, как «Единая Россия».

По мнению членов Комиссии, ознакомившихся с выводами Рабочей группы по мониторингу муниципальной системы образования г. Саратова, такая порочная практика пренебрежения законом явилась следствием кадровой политики, на протяжении целого ряда лет проводимой В.В. Володиным, как в сфере государственного управления, так и в сфере муниципального управления Саратовской области: зачастую вместо честных и грамотных специалистов на руководящие посты, в том числе и в сфере образования, по указанию свыше назначались преданные «Единой России» и лично В.В. Володину люди, не являющиеся профессионалами в своем деле и не обладающие высокими морально-нравственными качествами. Низкий уровень правосознания этих людей, занявших благодаря партийному ресурсу высокие государственные и муниципальные должности, привел к тотальной системе безответственности и вседозволенности, к коррумпированности практически всей бюджетной сферы, и в первую очередь – сферы образования.

Доказательством правоты этих слов служит крупномасштабный должностной подлог, совершенный руководителями практически всех включенных в КПМО муниципальных общеобразовательных учреждений города Саратова, которые, надо полагать, действовали по указанию вышестоящих должностных лиц, отвечающих за сферу школьного образования как на муниципальном, так и на региональном уровне. Речь идет о том, что фактически ни одна саратовская школа на момент включения в КПМО не обладала необходимой материально-технической базой учебного процесса, полностью отвечающей всем требованиям КПМО, а предоставленные официальные отчеты о готовности МОУ к участию в реализации КПМО были попросту сфальсифицированы.

В результате этого должностного подлога на цели реализации КПМО из средств федерального бюджета в Саратовскую область поступили сотни миллионов рублей. Мало того, что эти денежные средства были получены необоснованно, так еще их часть, как следует из вышеприведенных примеров, была потрачена нецелевым образом. Что же касается материально-технической базы учебного процесса в этих МОУ, то она до сих пор не соответствует предъявляемым требованиям КПМО, в чем во время проведения своих рейдов по школам города Саратова смогли убедиться члены Комиссии, которые задокументировали все выявленные факты должностного подлога.

На основании вышеизложенного убедительно просим Вас провести прокурорскую проверку муниципальных общеобразовательных учреждений г. Саратова, принимающих участие в реализации КПМО, на предмет выявления массовых нарушений действующего законодательства РФ и принятия мер прокурорского реагирования.

В.П. Поляничкин, председатель Совета Комиссии,

В.И. Трофимов, руководитель рабочей группы по мониторингу муниципальной системы образования г. Саратова, заместитель председателя Совета Комиссии,

В.А. Колыверов, руководитель Общественной приемной,

заместитель председателя Совета Комиссии,

С.А. Почечуев, руководитель аппарата Комиссии,

И.А. Осовин, ревизор Комиссии,

О.А. Пушина, секретарь Комиссии,

А.А. Смирнов, выпускающий редактор информационного бюллетеня Комиссии «Общественный контроль»

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4032010110447&oldnumber=522