"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (522) от 04.03.2010

Худсовет

«Вольфгениальное Амадейственное Моцарство»

Лана СОКОЛОВА

Эти слова Альфреда Шнитке, пожалуй, точнее всего определяют концерт ансамбля старинной музыки «Трио-Соната», прошедший в Камерном зале филармонии 25 февраля.

Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. Однако, несмотря на его колоссальную популярность, о нем известно так много и так мало одновременно.

Тайна смерти Моцарта до сих пор будоражит умы писателей и историков. Неужели у массонов не нашлось денег на достойные похороны и надгробие для одного из своих братьев? Моцарт – гениальный ребенок, это знает каждый, но каково это, вкусив славы в столь нежном возрасте, остаться совершенно равнодушным к ней.

Моцарт первым выбирает путь свободного художника в истории музыки XVIII века, оказавшись от обеспеченной жизни придворного, но по сути крепостного музыканта. Кто он: апостол свободного человечества или ангел с человеческими страстями, спустившийся ненадолго на Землю? Вопросы, вопросы. Ответы же – в музыке, той самой, которой мы наслаждаемся, не давая себе отчета, чем именно.

Ансамбль «Трио-Соната» постоянно открыт к разнообразным новым концертным формам. Мы уже слышали музыкантов неоднократно с органом; они играли концерт с симфоническим оркестром; совместный концерт с вокалистами тоже не раз практиковался ансамблем.

В концерте «Моцартство» вместе с ансамблем старинной музыки «Трио-Соната» божественного Моцарта исполняли вокалисты филармонии Евгения Каплун и Виктор Куценко. Прозвучали арии и дуэты из последней оперы Моцарта – «Волшебная флейта». Великолепные голоса, чистое исполнение партий; несмотря на молодость, певцы в дуэтах не просто пропевают свои партии, но стараются войти в образ и сыграть, пусть небольшую (в рамках дуэта) сцену.

Обычно концерты «Трио-Сонаты» ведет Владимир Скляренко, но в этот вечер роль ведущего он уступил музыковеду Валентине Агафоновой, сумевшей подобрать почти безупречное вербальное оформление музыки Моцарта. Возможно, кому-то ее интерпретация покажется чрезмерно эмоциональной, но разве музыка Моцарта – не сгусток эмоций. Моцарта сравнивали с Шекспиром и Джокондой Да Винчи, ведь его музыка – соединение непостижимого. Собственно, как можно сдержанно рассказывать о музыке, в которой всего слишком много.

«Волшебная флейта», «Маленькая ночная серенада», «Турецкий марш» – это далеко не полный перечень произведений, сыгранных ансамблем в концерте. Пожалуй, совершенно неожиданно, на первый взгляд, в концерте звучит «Зима» Астора Пьяццоллы. Но если вспомнить о том, что Моцарт виртуозно владел искусством импровизации, и о том, что и романтики и джазмены считают Моцарта «своим» композитором – становится понятно, почему именно Пьяццолла, в музыке которого есть и классика, и импровизация одновременно.

Музыка Моцарта – как чистый источник, который до сих пор питает многих композиторов. Моцарт – вершина и эталон высочайшего искусства – существует вне времени и пространства.

P.S. Следующая встреча с ансамблем «Трио-Соната» носит название «И это все о нем». О том, кто этот таинственный «незнакомец», мы узнаем уже 5 марта.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4032010110959&oldnumber=522