"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (522) от 04.03.2010

Худсовет

От Кельна до Саратова

Елена ТАЛПЭУ

Консерватория в очередной раз собрала в своих стенах любителей органной музыки. 27 февраля в рамках 18-го органного фестиваля состоялся концерт «Кельн – Саратов. От Баха до Гершвина».

Композиционно вечер был разделен на две части: классическую, где вместе с гостем из Кельна, органистом Джулианом Бевигом, на сцене зрителей радовал обладатель баритона и огромного личного обаяния Александр Корнеев, и джазовую, современную, исполненную во втором отделении признанным мэтром саксофона Сергеем Бельгисовым также в сопровождении органа.

Настоящие мужчины – красивые, талантливые – дарили собравшимся непревзойденное исполнение разноплановой программы. Казалось бы, один и тот же музыкальный инструмент, будь то орган или саксофон, либо человеческий голос, а каждый мастер владеет им по-своему, у каждого своя манера подачи, свой стиль, не похожий ни на кого.

Джулиан Бевиг – давний друг Саратовской консерватории – уже в третий раз приезжает в наш город. Этим вечером он открыл свое выступление знаменитой Токаттой и Фугой ре минор Иоганна Себастьяна Баха, который, как известно, посвятил всю свою жизнь написанию органной музыки.

Орган – очень древний клавишно-духовой музыкальный инструмент. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта. Если вы думаете, что органист только играет, вы ошибаетесь. Джулиан Бевиг в этот вечер еще и танцевал, а иначе как можно назвать то, что вытворял ногами музыкант, сидя за органом.

Глядя на пианистов, обычно восхищаются виртуозностью рук, пальцев, когда они ловко перебирают ими по клавишам. У органистов «танцуют» и руки, и ноги. Орган, пожалуй, самый сложный из существующих музыкальных инструментов. С ходом истории он постоянно совершенствовался. Первые сведения о применении педалей именно ножной басовой клавиатуры появились еще в XIV веке.

Огромный современный орган состоит как бы из трех и более органов, причем исполнитель может управлять одновременно всеми. Органист сидит за так называемым шпильтишем, то есть кафедрой. Перед ним – мануалы, то есть клавиатуры органа, расположенные террасами одна над другой. Под ногами у него, как уже упоминалось, педальная клавиатура.

Каждый из органов, входящих в «большой орган», имеет свои регистры. У каждого – свое назначение и название. На клавиатуре, сбоку от мануалов или над ними, есть специальные кнопки или рычаги. С их помощью органист включает регистры. При этом открывается доступ воздуха ко всем трубам нужного регистра.

Поскольку каждая труба в состоянии воспроизвести звук одной высоты и одного тембра, для стандартного мануала объемом в пять октав необходим набор как минимум из 61-й трубы. Вообще же в органе может быть от нескольких сотен до многих тысяч труб! Вероятно, органисты иногда сожалеют, что у них не десять рук и ног.

В Саратовской консерватории орган встроен в середину сцены и напоминает издалека большой камин. Его по праву можно назвать «королем» музыкальных инструментов. Для Александра Корнеева, воспитанника саратовской вокальной школы, солиста областной филармонии им. Шнитке, было довольно непривычным петь под аккомпанемент органа.

Свое выступление он начал с арии итальянского оперного композитора 17 века А. Скарлатти «O cessate di piagarmi» – «Ах, нет сил сносить терзанья». Сам Александр родился в Тольятти. Прошел обучение у ведущих музыкантов Саратова – Леонида Сметанникова и Владимира Верина. Признанные мастера если бы присутствовали на концерте, заметили бы, что их ученик несколько фальшивит. По крайней мере, это отмечали многие зрители. Хотя простые обыватели – не эксперты в этом вопросе – просто наслаждались красивым голосом А. Корнеева и высокими торжественными звуками органа в умелых «руках и ногах» Джулиана Бевига.

Сценический дебют Александра Корнеева состоялся в мюзикле «Алые Паруса», где он был первым исполнителем партии Лонгрена. В 2008 году он на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории исполнил партию Графа Альмавивы в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Репертуар певца включает произведения русских и зарубежных композиторов – от старинных арий до современных эстрадно-джазовых песен. В субботний вечер Александр представлял классические произведения. Помимо Скарлатти, он исполнил музыкальные работы Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Джерома Керна и Фредерика Лоу. На этом первое отделение концерта было завершено.

Непревзойденное исполнение лауреата международных европейских конкурсов, саксофониста Сергея Бельгисова, который открыл второе отделение, не вызвало никаких споров или нареканий. Особая любовь и слабость Сергея – это исполнение джазовых композиций в рамках Саратовского международного органного фестиваля. В свою очередь одна зрительница призналась нам, что ее любовь и слабость – это саксофон и саксофонисты! Вот такая обоюдная гармония, каждый находил что-то близкое себе.

Сочетание «саксофон – орган» вообще редко где можно услышать. Наиболее знаменитое и полюбившееся произведение «Go down, Moses» – «Спускайся, Моисей» гости Саратовской консерватории встретили наиболее восторженно. Этот негритянский спиричуэлс в обработке шведского альт-саксофониста Хакана Леви был исполнен на бис Джулианом Бевигом и Сергеем Бельгисовым уже после «обязательной программы».

Наибольшее признание для артиста – это крики «Браво!» и «Бис!». Этих почестей от благодарных зрителей удостоилось и российско-немецкое трио, которым в конце очередного органного праздника аплодировали стоя.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4032010111106&oldnumber=522