"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (523) от 11.03.2010

Актуально

Место ценностей или вместо ценностей?

Леонид ЮРЬЕВ

В 2007 году Россия впервые присоединилась к европейским странам, где существовала такая национальная забава, как выбор «слова» и «антислова» года. В России «словом 2007 года» стало слово «гламур». Оно – апофеоз 2007 года, отражение торжества потребительства, массовой культуры и ее ценностей. На втором месте оказались нанотехнологии» и «блог».

Эти слова довольно точно отразили тенденции и симптомы, тогда наметившиеся в России, заливаемой золотым «нефтяным» дождем: не только вступление в стадию общества потребления, но и стремление к технологическому и информационному развитию. Казалось, что, в силу прогностического характера слов, эти направления получат дальнейшее развитие.

Но 2008 год оказался, по меньшей мере, обескураживающим. Кризис взял свое не только в экономике, финансах и ценах, но и в лингвистике. И стал словом года, как того и следовало ожидать. Рядом с ним встали такие слова и выражения, как «кошмарить бизнес» и «стабилизец». Слова 2008 года также чутко отреагировали на новый вектор общественного развития. Но кризиса оказалось маловато для испытанного российского народа. И его язык чутко уловил новые общенародные кошмары. Во-первых, в виде ЕГЭ, породившего категорию людей объЕГЭренных и ЕГЭнутых, и, во-вторых, трепотню, связанную со свиным гриппом и уровнем нашей лекарственной обеспеченности, что обогатило язык словом фуфломицин.

Следующий, 2009 год, запомнится анитикризисными усилиями, мерами, ценами, политикой, словами-потугами. А популярнейшие в 2007 году нанотехнологии в 2009 стали замечательным неологизмом нА-нА- технологии. А рядом с нА-нА-технологиями встало слово брехлама, образованное путем добавления одной и заменой другой буквы. Видимо, сказались выборы в Москве и других регионах, где на первое место явно вылезли политтехнологии, основанные на принципах рекламы, «имиджмейкинга», «брендинга» и разноцветного, но главным образом «черного» и «серого», пиара.

2010 год только начался, и трудно предугадать, какие события окажутся наиболее значимыми в этом году и, соответственно, какие слова или словообразования отразят эту значимость. Но на кое-какие тенденции стоит уже сейчас обратить внимание.

Конечно, не останется без внимания слово модернизация. Но сейчас рядом с ним все чаще появляется еще одно слово, без которого модернизация не мыслится. Это слово – ЦЕННОСТИ. Первыми, насколько известно, это поняли идеологи партии власти. В середине февраля единороссы предприняли попытку привнести нравственные ценности в основание модернизации.

Но не случайно было подмечено еще в год гламура, что «слово и антислово» – зеркала политики. А политика – не всегда дело явное. Совместное заседание трех партийных клубов СРО «Единая Россия»: социально-консервативного, государственно-патриоти-ческого и либерально-консервативного, посвященное ценностной проблеме модернизации, прошло в закрытом режиме. Секретная же тема называлась так: «Нравственная основа модернизации, а также деятельности партии по разрешению данной проблемы».

К квинтэссенции обсуждения, на мой взгляд, можно отнести высказывание замдиректора Института социальных систем Дмитрия Бадовского, который считает, что: «Без разговора о ценностях общество не сможет объединиться. Сейчас оно существует в атмосфере недоверия и социальных расколов».

Трудно сказать, окажутся ли единороссы способны предложить ценностные основания модернизации и изобрести технологические приемы, чтобы их внедрить в общественное сознание, но проблема поставлена и слова «ценность», «нравственность» становятся элементами конкретной политики.

Да и, похоже, устало общество жить в состоянии непрерывной брехламы. Хотя и находится в состоянии опустошенности или сна. Гламур, красивый символ общества потребления, – это, по большому счету, не ценность, а издержки предшествующего общества всеобщего дефицита. Откат, так сказать, от убогости былой жизни. Но дальше то что? Долгосрочные цели, высокие цели не могут быть даже поставлены, не то, что достигнуты, без опоры на ценности. А модернизация является как раз такой долгосрочной и высокой целью. Но она так и останется лишь провозглашенной как лозунг, а не как поставленная цель. И это осознают все более широкие круги интеллектуалов страны, независимо от их политических пристрастий. Известный исследователь, профессор Александр Азуан даже указывает на одну из ценностей, которая должна бы быть возведена в ранг национальной – это ценность законопослушания, без которой, по его мнению, невозможно освоение новейших массовых технологий в процессе модернизации. Ибо, по Аузану, стандартный путь модернизации – это путь от обычая, от «понятий» к закону.

Но модернизация, без обновления общественных отношений, общественных пристрастий, без изменения и замены иных традиций, представляет, с какого бока к ней ни подступись, только «практический» (без духовной составляющей) интерес. И как соединить «практический» интерес с тягой к справедливости, как внедрить в массовое сознание, что модернизация, проведенная на базе повышения уровня правосознания, – это и есть путь к достижению «справедливости – пока не ясно. Не ясно даже, возможно ли это сделать на базе тех политических сил, которые сегодня заполняют политическое поле России, включая так называемую «внесистемную оппозицию».

Очевидно одно, что переход от модерни-зации-лозунга к модернизации-цели не обойдется без поиска целей, ценностей и средств. Не обойдется без широкой общественной дискуссии и расширения легального политического пространства.

Ну, а если в нашей модернизации не найдется место ценностям? Тогда, очевидно, вместо ценностей появятся антиценности и случится, как в анекдоте, гуляющем сейчас в Интернете: Яндекс. Новости:

– В мае будет опеределен орган, контролирующий услуги в здравоохранении.

– Боюсь, это опять ж...а будет.

То есть объявленная модернизация обернется какой-нибудь непотребностью.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11032010110540&oldnumber=523