"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (523) от 11.03.2010

Угол Зрения

Дискавери – национальная идея Россия

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Президент у нас – человек продвинутый. Смотрит американский телеканал «Дискавери», нахваливает его перед членами правительства и хочет, чтобы и народ смотрел этот же канал. И даже не задумывается, что как-то непатриотично это может выглядеть. И как бы невнятно указание дает – надо бы, мол, и нам что-то такое же завести. Познавательно, мол, оно, образовательно и прочее. Как же, услышали его!

Каюсь, я же поверил Президенту России. Нет, не вообще Дмитрию Анатольевичу. И не вообще президенту. А его словам, сказанным, может, даже мимоходом, о высоком качестве телеканала «Дискавери». И стал его смотреть.

Первая передача, на которую я наткнулся, сначала почти разочаровала. И это смотрит президент? Какая-то группа студентов занимается, понимаете ли, созданием автомобильчика, на котором мамаша-домохозяйка могла бы отправить свое чадо самостоятельно в школу. Ну, не совсем самостоятельно и даже совсем не самостоятельно. Самостоятельно, будто, должен ехать автомобиль! А дитя – только сидеть и ждать, когда автомобильчик остановится у ворот школы. Бред, да? Нечего им, обалдевшим от гамбургеров и гламура, больше делать!

Дальше – больше. Оказывается, мысль эта у студентов возникла не на пустом месте. Дело в том, что военное ведомство затеяло изготовить боевой автомобиль для армии, который мог бы обходится без водителя, а управлялся бы датчиками, видеокамерами, программой, чипами и прочими прибамбасами новейших высоких технологий. Это, оказывается, стоит дешевле, чем «стоит» солдат! Такая вот прагматика.

И объявило военное ведомство конкурс, в котором приняли участие крупные фирмы, и не только. Приз не маленький – 1000000 долларов. В разработке приняла участие и студенческая изобретательская группа. Не беда, что у группы нет ни базового автомобиля, ни мастерской, ни средств. Фирма предоставила группе автомобиль, какой-то гараж, электронику по заявке группы, наверное, что-то еще. А выбирать для боевого применения стала лучшее из всего того, что наизобретали и открыли участники конкурса.

Испытания проходили на настоящем полигоне. Полноразмерные модели, обвешанные датчиками и индикаторами, реагировали на препятствия, находили выход из тупика, обозначаемый «кирпичом», и ездили по запрограммированным маршрутам, в том числе городским. В конце концов, председатель приемочной комиссии так уверовал в добротность разработок, что выскочил на дорогу перед самым носом одного из едущих автомобилей. Его уверенность – а он ведь жизнью рисковал – оправдалась в полной мере. Автомобиль остановился, как вкопанный.

После такого конкурса стало понятно, что студенты, разрабатывающие автомобиль для перевозки школьников по запрограммированному маршруту, в том числе для городских условий, заняты не баловством и не игрушкой. Студенты думают на перспективу! И думают в расчете на ОТКРЫТИЕ. Открытие – это и есть дискавери! У них есть основание ТАК думать. Думание ради открытия подкрепляется финансовой поддержкой. А открытие – это путь к инновациям.

И тут же мелькнула испуганная мысль: а на какую перспективу ориентированы мысли нашего российского студента? Он хотя бы мысленно поднимается до таких мечтаний американских открывателей? Но почему же американскому студенту такие фантазии могут придти в голову, а нашему нет? Почему американец даже тени сомнения не допускает, что подобное – автоматическое передвижение автомобиля по улицам города – скоро случится? Только ли в финансовой поддержке и интересе военного ведомства дело?

Одна из следующих передач дала, как показалось, ответ. Нет, эта передача не была сделана в том же духе, что предыдущая. Более того, она была подана в обыденно-производственном ключе. Ну совершенно не творческом.

На экране перед глазами разворачивалась разделка единственного в мире двухэтажного пассажирского авиалайнера «Боинг–747», пролетавшего уже 24 года. Корпус и крылья его устали и по нормативам не могли считаться надежными. Хищные челюсти гигантского динозавра, напоминающего экскаватор, нависали над крылатым гигантом. Но динозавр не спешил кромсать и резать. Детали самолета служат намного дольше, чем корпус. И вот группа рабочих, разместившаяся на подъемной площадке, на высоте в несколько этажей изымают из хвостового оперения 200-килограммовую рулевую машинку. Сложная штуковина и ресурс не выработан – послужит еще. Да и дороговатая эта машинка, – а деньги американцы на ветер не бросают. Тут же называется цена, по которой механизм может быть продан на вторичном рынке.

Еще группа рабочих снимает носовой пластмассовый обтекатель, закрывающий радиолокатор. Попутно (как бы попутно, как бы мимоходом, на деле – очень просветительски направлено) сообщается, какое колоссальное давление встречного ветра может выдержать этот белый конус, практически не имеющий износа. Зачем же его пускать на слом, тем более что стоит он полторы тысячи долларов? Аккуратно отвинтим крепежные болты – вот они, по контуру, еще аккуратнее снимем конус. Теперь бережно опустим его на землю. Вот он, почти готов к продаже. Так же снимается гидравлика шасси и даже большая крепежная гайка от стойки шасси – она тем более не изношена настолько, чтобы отправлять ее в утиль.

Постепенно увлекает сама технология утилизации, аккуратность, тщательность, вдумчивость. А сколько денег это дает! Обтекатель, приборы, рулевые машинки – сотни и тысячи долларов… А заодно незаметно вы постигаете, что это за штука такая – гигантский «Боинг–747». И сколько ума, таланта, внимания требует эта машина, сколько заботы при этом посвящается человеку! Зачем же все это бездумно в металлолом?

Финал замечательный: «Боинг» превращается в 6 кубометров металла, которые опять-таки не пропадут, а будут переплавлены и дадут жизнь другим самолетам. И появляется уверенность, что скоро исчезнут и остальные авиационные свалки. Вам кажется, что присутствовали при утилизации самолета и обучению основам экономики? Нет, это только кажется. На деле вы получили нагляднейший урок патриотизма. И будь такое не у них, а у нас, если бы так обстоятельно и так бы классно было показано и рассказано, вы, уверен, стали бы восторженным патриотом своей страны. И, возможно, захотели бы творить, создавать, открывать, «дискаверить», черт возьми. Потому что только страна, так любящая технику и технические продукты труда людей, может любить и самих людей.

Об этом нам можно только мечтать. И хорошо бы, если эта мечта стала бы национальной мечтой. Или лучше – Национальной идеей. Идеей «дискаверить» – открывать. Такое вот подумалось мне после двух телепередач канала «Дискавери». И я посочувствовал президенту Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Каково же ему спится, если он, наверняка, просмотрел этих передач больше, чем я?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11032010111413&oldnumber=523