"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (523) от 11.03.2010

Худсовет

Как «варганить» на варгане

Лана СОКОЛОВА

6 марта Русский зал Саратовского этнографического музея, который находится на улице Ульяновской, стал на время музыкальным классом. Москвичи Ирина Богатырева и Сергей Королев (студия «TA-MUSICA») провели в Саратове демонстрационный мастер-класс игры на варгане.

Что же это за инструмент – варган? Одни источники видят корни варгана в латинском organum или греческом organon – музыкальный инструмент, другие, – что свое название варган получил от древнеславянского варга – рот, уста, губа. Обе эти теории возникновения названия инструмента могут существовать вполне мирно, потому что варган – самозвучащий язычковый инструмент. Он имеет множество модификаций и больше сорока различных названий: комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шан-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии). Впрочем, постсоветским пространством ареал варгана не ограничивается: Китай, Индия, Непал, Камбоджа, Австрия – вот далеко не полный перечень стран, в которых существуют свои варганы.

Считается, что до XVIII века варган был довольно популярен и на Руси, причем играли на нем преимущественно женщины. Вот какие сведения об этом инструменте приводятся в словаре Российской Академии Наук за 1789 год: «Варган – железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску».

За время своего существования варган претерпел незначительные изменения во внешнем облике. Существует даже версия, что варган является праинструментом аккордеона и баяна. В это весьма трудно поверить, глядя на две металлических пластинки, но из губной гармоники (в основе которой стоял ряд маленьких варганов, выстроенных по высоте звучания), чуть позже снабженной мехами для подачи воздуха, и получают аккордеон и баян.

Ирина Богатырева считает, что варган – это инструмент, который «открывает» человека. В процессе овладения особенностями этого инструмента начинаешь лучше чувствовать свое тело. «По сути, – продолжает Ирина, – звук у варгана издается за счет самого играющего, потому что резонирует голова и активно участвует вся ротовая полость. Получается своеобразная йога. Ты учишься чувствовать свое тело, причем даже те мышцы, которые в повседневной жизни редко используешь». Управляя языком и гортанью, можно получить совершенно разные звуки и по тембру и силе.

Впервые с этим инструментом Ирина познакомилась на Алтае. Позже оказалось, что в Москве тоже можно найти приверженцев варгана. Вообще, варган можно считать довольно известным и распространенным инструментом в мире: существует ассоциация варганистов, проводятся варганные фестивали. Правда, ввиду некой экзотичности инструмента, тянуться к нему по большей части молодые люди, – наверное, как самые любознательные и легко воспринимающие все новое.

Условно участников мастер-класса можно разделить на две части: те, кто уже знаком с инструментом и пришел расширить свои знания, и любпытствующая публика, которая, возможно, варган увидела впервые. Но все присутствующие с ученическим прилежанием делали разминку и старательно выполняли указания Сергея Королева.

Есть мнение, что эзотерика варгана состоит в том, что он работает так же, как работает мантра. «Звуковую вибрацию варгана можно собирать в любой точке как внутреннего, так и внешнего пространства. Спирально закрученные звуковые вибрации при прохождении по энергетическим каналам внутри человека разбивают психоэнергетические блоки, мешающие свободному протеканию энергий, на чем основан мощный целительский эффект, который наблюдается при игре на этом древнейшем эзотерическом музыкальном инструменте. Иногда игра на варгане может вызывать состояние легкого контролируемого транса, при котором могут возникать эффекты спонтанного яснознания, ясновидения или яснослышания. Недаром же варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его. Бубен открывал шаману путь в иные миры, варган же оберегал его – призывал духов-защитников, служил средством общения с ними (к слову, варган как средство передачи закодированной информации в свое время активно использовала сицилийская мафия)» (Ю. Коненко, В. Ерошев «Варган»).

Сегодня в России существует около десятка мастеров, изготавливающих варганы. Все инструменты делаются вручную, с минимальным вмешательством станков. На Западе, в Австрии, уже налажено довольно мощное промышленное производство варганов. Инструменты разных мастеров можно было увидеть и даже попробовать в «деле» на необычном мастер-классе.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11032010111925&oldnumber=523