"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (525) от 25.03.2010

Праздник

Возрождая традиции земли славянской

Светлана ТЕНЕТКО

Время идет, все движется и изменяется, возникают, живут и исчезают планеты, звезды, галактики... И лишь бесконечное Небо, которому поклонялись наши давние предки, пребывает вечно, постоянно определяя все основные и самые важные условия нашей жизни. Над великим языческим Небом, которому поклонялись наши предки, ничто не властно – в вечном Небе движение идет по своим бесконечным законам, не зависящим ни от каких богов. Так считали наши далекие предки.

В минувшее воскресенье в день весеннего равноденствия прошла славянская Масленица. Народ в лес подтягивался не спеша, по-другому было невозможно двигаться, преодолевая снежные заносы, порой по колено проваливаясь в сугробы.

Пока мы добираемся до места праздника, в район Кумысной поляны, расспрашиваем его «хозяев» из содружества «Колослава» о предстоящем действе. В начале марта, по верованиям наших предков-славян, рассказывает Былята (Георгий) из содружества «Колослава», прилетевшие птицы приносили на своих крыльях весну. Птицы считались у славян вестниками богов, и, оставляя на могилах усопших всевозможную еду, они считали, что она перенесется с птицами и накормит наших пращуров.

Так, за разговорами, заучиванием песни закликания птиц да весны и доходим до развилки, где встречает нас «грозный» страж Лютзверь (Дмитрий). Вопрошая, куда мол, люди добрые, идете и что в лесу делать собрались. «Проводник» ответствует, что идет сия честная компания весну зазывать, да зиму провожать. А чтоб убедиться, что не праздно шатающийся люд в лес пришел, просит нас страж показать свои умения песни петь да на разных народных инструментах играть.

К тому времени, когда наша группа добралась до места, там вовсю шла работа. Пришедшие раньше ребята по-деловому уже занимались хозяйством: расчистили «обеденное» место для костра от валяющихся веток и начали готовить на небольшом возвышении у сухого дерева место для капища, где и происходил сам обряд славления родных богов, предков, восхваления Земли-матушки. Чуть подать третья группа утаптывала еще одну круглую полянку – для игрищ и проводов Мораны-зимы.

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепешки – комы, в состав которых входили три злака – рожь, пшеница и дикуша (греча). А когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. Вероятно, пресные лепешки и дали второе название праздника Масленицы,– Комоедица.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также пеклись караваи, жданки, круглые хлебцы (может, отсюда и идет выражение «Все жданки съели»), но вся выпечка обязательно должна быть круглой, похожей на солнце.

Пока сильная половина человечества занималась чисто мужским делом: заготавливала дрова для костров, выискивая под снегом сухие упавшие деревья и распиливая их на бревна, девушки готовили чучело Мораны-зимы. Надо заметить, что творится чучелко непременно женщинами и без изображения лица и глаз, ибо негоже Грозноокой Владычице Смерти на людей честных глядеть. На сделанный из сухих веток каркас надели набитое предусмотрительно захваченной соломой туловище, стараясь придать ему более женственные формы и одеть покрасивее.

Действо началось с зазывания весны, с колокольцами да бубнами. А чтобы ускорить ее приход, надо было принести требы (жертвы) богам и предкам – хлебы круглые масло да мед душистый. Вход на капище был открыт всем, кто внутренне готов к этому, кто искренне чувствует свою принадлежность к славянам. Перед восхождением на капище каждый проходил своеобразный обряд «очищения».

Огонь на капище зажгли не банальными спичками или зажигалкой, а добыли древним способом – трением. Только с третьего раза получилось поджечь подготовленную ветошь, не хотела, видимо, Морана-зима уступать свои права Яриле-солнцу. Долго разгорался костер; чтобы помочь ему, пошли люди добрые посолонь (по солнцу), приговаривая «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Разгорелся костер, получив свое угощение – порцию первых блинов, отданных предкам и богам. Обнесли вкруговую всех братиной (большой чашей), в которой был напиток особый – мед стоялый. У кого братина в руках была, возносил хвалу земле-матушке, солнцу красному, предкам своим. Огнем жарким – защитником от всех сил темных – очищались люди добрые, «умывались», очищали над ним обереги свои.

А уж после пора пришла перейти на поляну для проводов зимы холодной. В середине поляны костер большой выстроен, да крепость снежная для Мораны-зимы.

Весну-красну зазывать начали с закликания птиц: подбрасывали в небо круглые, как солнышко, печенья, приговаривая «Жаворонки-жаворонушки, прилетайте с дальней сторонушки, приносите весну красную, уносите зиму студеную». В ход пошли и бубны звонкие, и свистелки голосистые. Весна-то пришла, да только слуги зимы не хотят отдать ее бразды правления. И сошлись в поединке защитники весны с силами зимы холодной. Не на шутку бились добры молодцы, подбадриваемые криками «болельщиков» с обеих сторон. Но, как и полагается, одержал «весенний» молодец победу, а Морана-зима укрылась с девицами в крепости снежной.

Трижды молодцы крепость штурмом ходили, и только последний раз он увенчался успехом: уж очень не хотела зима уходить, да и девицы оборону держали нешуточно. Ушла Морана-зима, унесли ее чучелко и после крадировали (предали огненному погребению по славянскому обычаю). «Закрывали» обряд проводов зимы хороводом вокруг костра и братиной по кругу, славя землю, солнце и предков.

И начались тут праздничные «бесчинства» на радость всем. Правда, «бесчинства» эти выглядели вполне пристойно, несмотря на название: знакомая всем игра в «ручеек» из неспешного ручья превратилась в настоящий водоворот. Молодецкая забава стенка на стенку так разздорила молодцев, что посбрасывали они одежды, обнажив торсы мускулистые, и пошли силой меряться. Самые смелые через костер прыгали, удаль свою показывали перед красными девками.

После забав переместились все к пиршескому костру. Тут снеди всякой видимо-невидимо: блины румяные, окорочка дымящиеся, мед с квасом, да чай с вареньем. И начался тут пир горой, и мы на том пиру были, мед да квас пили. И про Масленицу славянскую рассказали вам все без утайки.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25032010115612&oldnumber=525