"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (526) от 01.04.2010

ЖКХ

Рассеется ли тьма вокруг тарифов?

Александр НИКИТИН

19 марта в Саратовской областной думе состоялся общественный совет, посвященный проблеме тарифов и корректировок по жилищно-коммунальным услугам (далее ЖКУ) и работе управляющих компаний. Общественный совет был весьма представительный,

а открыл его председатель областной думы В. Радаев.

Надо сказать, что начало общественного совета сильно озадачило. Доклад, с которым выступил министр строительства и ЖКХ Д. Федотов, на мой взгляд, был поверхностным и лично меня разочаровал, поскольку не содержал серьезного анализа причин необоснованно высокого повышения тарифов ЖКХ и еще более высоких сумм по корректировкам.

По утверждению министра, на уровне региона все было сделано грамотно и правильно, а все беды и проблемы были связаны исключительно с недоработками органов местного самоуправления. Однако в чем же заключались недоработки органов местного самоуправления, каких действий и решений он ожидал от муниципалитетов и почему до настоящего времени не удается исправит положение, наш министр не сказал, сохранив данное обстоятельство своей ведомственной тайной.

Удручающее впечатление на меня произвели и уровень вопросов, которые задавались министру Д. Федотову депутатами областной думы. Пожалуй, только вопрос Александра Ландо о неумении наших чиновников предвидеть последствия своих управленческих решений и нести личную ответственность за последствия соответствовал теме и уровню обсуждения. Остальные областные депутаты в своих вопросах либо пытались привлечь внимание к проблемам своего бизнеса, либо страдали мелкотемьем. И это при том, что министр Д. Федотов мастерски уходил от ответов на вопросы по существу.

Единственный вывод, который из этой «пресс-конференции» можно было сделать, так это то, что в жилищно-коммунальной сфере идет жестокая борьба между группировками за доступ к огромным финансовым потокам, а следовательно, за личное обогащение.

Когда председатель общества «Щит потребителя» Александр Журбин возмутился тем, что областные депутаты пользуются общественным советом для того, чтобы пообщаться напрямую с министром, вместо того, чтобы цивилизованно пригласить его на заседание областной думы, и потребовал ограничить вопросную активность народных избранников, возражений это у участников общественного совета не вызвало.

На заседание общественного Совета не явились ни глава города Саратова О. Грищенко, ни глава администрации В. Сомов, ни и. о. заместителя администрации В. Васильев, ни председатели комитетов В. Данилин и Н. Никитин, ответственные за благосостояние города Саратова, чьи портреты были опубликованы в газете «Богатей» за 18 марта. Город представлял лишь председатель комитета по ЖКХ А. Куликов.

Лично я считаю, что для городской власти было бы честнее и лучше, если бы и он не пришел на общественный совет. Сказать А. Куликову членам общественного совета явно было нечего. И я его понимаю. Сказать все, как есть на самом деле, он не мог, а гладко лукавить, как это делали другие заинтересованные лица, видимо, не хотел. Его беспомощность на трибуне вызывала, наряду с законным возмущением, одновременно и жалость ко всем нам, жителям города Саратова. Кто нами с нашего всеобщего согласия управляет!?

При таких, с позволения сказать, управленцах надо только удивляться, что город еще не охватил жилищно-коммунальный коллапс, хотя и угроза его вполне реальна.

Положение спас доклад нашего пассионарного общественника, основателя общественного движения защиты прав потребителей в Саратовской области Александра Журбина. Надо сказать, это был единственный ответственный содержательный доклад на общественном совете. А. Журбину, которому не надо было лгать и изворачиваться, на мой взгляд, удалось в своем выступлении вскрыть и указать на все пороки, которые привели к серьезному нарушению интересов подавляющей массы жителей области, собственников и потребителей ЖКУ.

Таких причин А. Журбин указал четыре.

Первая – это коррупционная связка чиновников, поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих кампаний. Патологическая жадность всех участников этой связки и реальная легальная возможность быстро получать умопомрачительные сверхприбыли, затмили их рассудок и чувство меры, что привело к бешеному росту тарифов и еще более запредельным корректировкам.

Вторая – это отсутствие прозрачности в деятельности региональных органов власти, поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих компаний при установлении тарифов на ЖКУ. Несмотря на то, что указанные тарифы регулируемые, в ходе общественного совета было наглядно продемонстрировано, что никакого регулирования, как такового, нет, поскольку разумного обоснования установления тарифов в области не существует, а самое главное – и в дальнейшем пока не предвидится.

И что удивительно: если кто-то залезет в наш карман и вытащит оттуда кошелек, в котором было 1000 рублей, то такой человек задерживается милицией, как

вор-преступник, его судят и даже сажают в тюрьму. Наши региональные и муниципальные чиновники в сговоре с поставщиками коммунальных ресурсов и управляющими компаниями открыто и легально уже залезают в наши семейные кошельки и вытаскивают оттуда без всякого обоснования сверх положенного несколько тысяч рублей, а всего по городу миллиарды рублей, и при этом чувствуют себя уважаемыми людьми с полной уверенностью в своей безнаказанности. И по всему видно, что и впредь намерены это делать.

Третья – это отсутствие общественного контроля над деятельностью чиновников, поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих компаний со стороны гражданского общества. О том, что это так, и говорить не приходится. Все, как говорится, на виду.

Четвертая причина, как я считаю, далеко не бесспорная, – недостатки действующего жилищного законодательства, что исправляется внесением изменений в действующий Жилищный кодекс РФ. С моей точки зрения, законодательного разрешения требует проблема выделения из уже зарегистрированного «глобального» ТСЖ вновь образованного ТСЖ жильцами-собственниками одного двух рядом стоящих домов.

После выступления А. Журбина мне уже говорить по существу было нечего. Я в своем коротком выступлении только указал на то, что ни чиновники, ни поставщики коммунальных ресурсов, ни управляющие компании не собираются быть прозрачными, поскольку в противном случае масштаб узаконенного «обворовывания» ими жителей области стал бы ясен и очевиден. И вообще, на виду воровать очень неприятно и для репутации опасно. И наоборот – нам, жителям, когда все на виду, можно быть спокойными и чувствовать себя в безопасности.

Я напомнил участникам общественного совета слова Иисуса Христа: «… всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Евангелие от Иоанна 3:19-21) и сказал, что, на мой взгляд, сегодня и депутаты, и чиновники, и коммерческие структуры, участвующие в поставке ЖКУ гражданам, творят зло.

Надо отметить, что на общественном совете представители поставщиков коммунальных услуг и управляющих компаний, не стесняясь и не краснея, стали всерьез убеждать присутствующих, что у них и без того все открыто. Из чего следовало, что добровольно они ни одной новой цифры из сметы, определяющей размер стоимости ЖКУ, открывать для населения не будут. Собственно, ничего другого от них и ожидать было нечего. Понятно, что добровольно уменьшать свое личное благосостояние, либо ставить свое комфортное существование за счет жителей области под вопрос они не намерены.

Я также предложил депутатам муниципальных образований и Саратовской областной думы радикально изменить ситуацию с тарифами на ЖКУ. Надо чтобы предельные ставки повышения тарифов в Саратовской области принимались бы не областным правительством, а в виде закона самими депутатами областной думы. А конкретные тарифы ЖКУ – не чиновниками муниципальной администрации, а депутатами муниципальных образований. Кроме того, суммы корректировок по каждой ЖКУ также утверждались депутатами муниципального образования. Тогда бы прозрачность в этом вопросе была бы обеспечена.

А вообще-то, в цивилизованных странах, там, где конкуренция между поставщиками коммунальных ресурсов еще не развита, властью устанавливается норма прибыли поставщиков коммунальных ресурсов и строго контролируются все затраты поставщиков, которые они собираются включать в себестоимость, чтобы они были только разумными и необходимыми. Именно так и должно быть у нас.

Собственно, лично мне ясно, что при этом нынешнем составе депутатов Саратовской областной думы, депутатов саратовской городской думы, где примерно две трети депутатов, нами туда избранных, лично заинтересованы прямо или косвенно в «обворовывании» населения за счет завышения тарифов и корректировок. Мое разумное предложение о передаче от чиновников непосредственно депутатам права устанавливать тарифы никогда не получит поддержки и на сегодня является утопией.

Кроме того, мной было предложено депутатам Саратовской областной думы принять специальный закон, в котором установить минимальный перечень сведений, которые поставщики коммунальных ресурсов и управляющие компании, а также ТСЖ и ЖСК не имеют право скрывать от граждан-потребителей ЖКУ и обязаны публиковать в региональных СМИ для всеобщего сведения.

Подготовленный проект решения общественного Совета был принят за основу. Сформирована рабочая группа, которая будет дорабатывать этот документ. Каждый заинтересованный житель области имеет право внести свои предложения в этот проект решения.

Справедливые тарифы на ЖКУ и открытость деятельности в этой сфере чиновников, поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих компаний является истинно всенародной заботой.

И все же во всей этой жилищно-ком-мунальной вакханалии есть и положительное зерно: коррумпированные чиновники вкупе с поставщиками коммунальных услуг и управляющими компаниями своей жадностью, своей некомпетентностью и закрытостью эффективно воспитывает население, пробуждая в нем, часто против воли, чувство достоинства, гражданской ответственности и потребность в реальном гражданском контроле. Жилищно-коммунальная сфера медленно, но верно становится реальной школой демократии и гражданского общества.

Сегодня общественность заставила государственных и муниципальных чиновников, поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих компаний умерить свою жадность и свои мечтания о быстром и баснословном обогащении. Насколько они прислушаются к народному голосу, скоро станет ясно. Поживем – увидим.

Главное, чтобы мы, жители муниципальных образований, на предстоящих всеобщих муниципальных выборах в 2011 году не забыли, по вине какой правящей партии всех нас коллективно унижали, пытаясь обворовывать, и сделали единственно правильный вывод.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31032010234938&oldnumber=526