"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (526) от 01.04.2010

Худсовет

Из песни слов не выкинешь…

Елена ТАЛПЭУ

Окунуться в неповторимую атмосферу шестидесятых, послушать любимые песни Галича, Окуджавы, Высоцкого, Визбора, Кима, Никитина и многих других бардов удалось всем пришедшим 27 марта в музей Федина. Там, в рамках выставки-акции «1960-е: далекие и близкие» состоялся вечер авторской песни Николая Клюшкина.

Собравшиеся в этот день выступали в роли и слушателей, и зрителей, и даже в роли участников, которые подпевали барду, отбивали такт пальцами по стульям, пританцовывали сидя. Казалось, что собрались давно знакомые друзья, и в непринужденной обстановке кто-то взял гитару и начал играть. К такому живому общению располагала даже обстановка: зрители от барда находились в непосредственной близости, а первый ряд располагался чуть ли не на расстоянии вытянутой руки от исполнителя.

Шестидесятые – это время расцвета авторской песни, когда появилась масса поющих физиков, математиков, химиков, архитекторов, врачей. В вечном споре физиков и лириков в то время, безусловно, крен был в пользу последних. Конечно, тот, кто знает авторскую песню достаточно глубоко, и тот, кому самому довелось жить в те «далекие и близкие» шестидесятые, имеет свои пристрастия, предпочтения, представляет свой набор песен, которые, по его мнению, олицетворяют эпоху. В свою очередь, каждый исполнитель привязан к своему репертуару, поэтому в этот день не удалось охватить всю палитру знаковых для 60-х годов песен. Это просто невозможно. Николай Клюшкин и не ставил перед собой такой задачи.

Открыли концерт в узком дружеском кругу всем знакомые и любимые песни Окуджавы. «Как я ощущаю, эта эпоха, если говорить о времени в лицах, связана с Булатом Окуджавой, с человеком, который хоть и не первый стал писать песни, но, тем не менее, олицетворяет сам дух шестидесятых. Моя любовь к этому человеку, к его творчеству – неисчерпаема», – признается бард. Неудивительно, что и песен Булата Окуджавы в этот вечер прозвучало больше, чем чьих-либо.

Следующим в концертной программе был бард, имя которого стало олицетворением мужественности и мужественных профессий. Прозвучала песня, которая была написана 7 мая 1952 года, когда юноша Юрий Визбор в неполных 18 лет оказался в Домбайском альплагере. Вот уже 58 лет она звучит в этом альплагере как бренд, гимн этого места. «Кто был там, представляет, что это ущелье возле реки Теберда», – поясняет Клюшкин по ходу песни о Теберде.

Не менее восторженно Николай Клюшкин рассказывал об еще одном замечательном «гитарном виртуозе»: «Удивительно красивый, многогранно одаренный, образованный, учился в архитектурном институте, окончил в 40-е годы институт военных переводчиков, потом Суриковский художественный институт, потом сценарные курсы, занимался литературой – это Михаил Анчаров». На этом вечере была исполнена его необычная лирическая песня, написанная, с одной стороны, в традиционной, а с другой – в своеобразной форме. За основу взята классическая мелодия «Цыганочки». Многие авторы: Высоцкий, Галич и другие использовали этот прием, облачая всем знакомую музыку в новую поэтическую форму.

«Анчаров «разбудил» Галича!», заявил после прозвучавший песни бард. «Как-то Михаил Анчаров в моем присутствии делился впечатлениями об отношениях с Галичем и рассказал об эпизоде, когда жена Галича звонила жене Анчарова и спрашивала у нее, что Михаил сделал с ее мужем. Он забросил все свои литературные дела, купил гитару, бренчит и сочиняет какие-то песенки?», – поделился Николай воспоминаниями. «Из этого толчка у Галича как будто «зафантанировал» источник. Он сразу понял, что это его», – продолжил Николай Клюшкин.

На этой встрече прозвучала одна из песен Галича о любви – «Тонечка», пронизанная тогдашними социальными реалиями. Специально для молодых людей, пришедших послушать концерт, Николай Клюшкин объяснил, что в 60-х годах мужские брюки на молниях, которые упоминаются в песне, были только импортные. Действительно, молодому поколению трудно понять всю «прелесть жизни» в советское время.

Николай Клюшкин не оставил без внимания и автора, песни которого наполнены искрометностью таланта, юмора, веселья, – Ю. Кима. В его творчестве была полоса социальной диссидентской сатиры, поэтому он был вынужден творить под псевдонимом. Например, в знаменитом «Обыкновенном чуде» автор стихов – Ю. Михайлов. Как шутил потом сам Ким: «Писал один человек, а гонорары получал другой!». По словам барда, основной дар Кима – наполнять наши души радостью.

Наполнять же души неповторимой энергетикой, как никто другой, умел, конечно, Владимир Высоцкий. «Два года назад, когда общественность нашей страны праздновала семидесятилетие со дня рождения Владимира Высоцкого, в музее Федина была развернута композиция, посвященная этому событию. Тогда же меня пригласили для телевидения сделать какую-то запись живого звука. Предложили спеть его песню. Я тогда сказал, что песни Владимира Высоцкого я не пою. Для этого нужно обладать той харизмой, хотя бы ее толикой, которая была у этого человека. Поэтому петь его песни я не стал, а спел посвящение Владимиру Высоцкому». Но для столь узкого круга собравшихся бард все-таки сделал исключение и спел наиболее известную песню, слова которой будут актуальны всегда: «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…».

На вечере также прозвучали песни Евгения Клячкина, Виктора Берковского, Сергея Никитина и других замечательных авторов и исполнителей бардовской песни. Два часа без перерыва Николай Клюшкин был гидом в путешествии во времени. Где только ни довелось побывать: и в горах вместе с Высоцким, и возле костра с любимым человеком, и в Париже, и в Питере, и даже на гражданской войне. И кто говорит, что машину времени еще не изобрели?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31032010235426&oldnumber=526