"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 17 (531) от 06.05.2010

Память

Это место не для жизни

Елена ТАЛПЭУ

По кладбищам, могильным плитам и эпитафиям можно судить о нации, ее невежестве или благородстве. Д. Аддисон

Ярким иллюстрирующим примером к этим словам является ситуация вокруг уже недействующего кладбища близ села Пристанное. С самого момента возникновения этого места захоронения с ним связаны самые нелицеприятные и постыдные для общества факты. Началось все в советские времена, когда активно велась борьба с традиционной для большинства русских людей христианской верой, когда православная вера заменялась советской идеологией. Вместе с запретом веры уничтожались и ее символы: церкви, кресты, памятники. Разрушались и попирались кладбища.

Кладбище на Пристанном, где хоронили людей со всех окрестностей, не стало исключением. По рассказам здешних старожилов, в 1921 году комиссары обязали хоронить людей за молочно-товарной фермой (МТФ), а если быть точнее – за конюшней. Это было первой издевкой над людьми и их памятью. Вторым шагом стал запрет на установку надгробных православных памятников с крестами.

Казалось бы, советские времена давно минули. Сейчас все активно говорят о возрождении веры, культуры, морали. Но о какой морали и нравственности можно говорить там, где на месте захоронения людей хотят строить дачные коттеджи? Разве можно говорить о культуре и цивилизованности общества в государстве, где законы фактически на стороне коммерсантов, а точнее говоря, «варваров», которые хотят «жить на костях»?

Радует лишь то, что все-таки находятся в наше время люди, сохранившие в себе чувство уважения к предкам. Именно оно заставило многих жителей Пристанного, других окрестных сел, а также прихожан здешнего храма в честь Преображения Господня начать бороться за сохранение старого кладбища. Как рассказал Александр Жаров – один из инициаторов этой борьбы: «погоста по документам нет». На этом «неофициальном» кладбище в двадцатом веке хоронили жителей Пристанного и деревень Долгий Буерак, Мергечовка и тех, кто жил на месте современного Усть-Курдюма (Учителевка, Шараповка). На эти населенные пункты приходилась одна церковь – в Пристанном. Старожилам и потомкам жителей окрестных деревень место хорошо знакомо – фамилии упокоенных не забыты. «На этом кладбище и поколение Савиных, и Клочковых, и Беспаловых и многих других», – рассказывают жители. С советских же времен на него простираются границы садоводческого товарищества «Чайка», которое зарегистрировало право на эту землю в марте 2010 года.

С недавних пор на месте захоронений появились разметки в виде столбов под забор, посаженные фруктовые деревья и другие следы человеческого вмешательства. Потомки, чьи усопшие родственники покоятся на этом месте, забили тревогу. Они опасаются, что кладбище могут разрушить и на этом месте возведут дачный коттедж. Кстати говоря, многие из коттеджей впритык расположены к захоронениям, и нельзя с уверенностью сказать, что «картошка» этих дачников растет не на чьей-то могиле.

«Мы не хотим осквернения наших кладбищ. Мы боремся не из-за клочка земли, который нам нужен под строительство или еще под что-то. Мы боремся за то, чтобы оставили в покое наших предков, – пытается донести до общественности и до власти Александр. – К сожалению, местная администрация не хочет посмотреть людям в глаза, власть отделилась от народа и самоустранилась».

Все это подтолкнуло людей к объединению своих усилий. Инициативная группа ведет сбор подписей под протестным обращением, которое будет направлено в облпрокуратуру и администрацию Саратовского района. Высказываются предложения об эксгумации с разрешения родных, о проведении экспертизы ДНК, которая подтвердила бы, что на этом месте захоронены родственники жителей сел. Однако существуют опасения, что пока будут идти судебные разбирательства, кладбище могут сравнять с землей. Чтобы не допустить этого, люди, родившиеся и живущие в этих местах, решили увековечить память родных. На свои средства они изготовили большой Поклонный крест, который 2 мая был установлен на кладбище. Осветил его и отслужил литию – поминальную службу о всех тех, кто здесь похоронен – священник села Пристанное отец Владимир.

«Многие размышляют над тем, кто же виноват в том, что так случилось, что святые места, могилы наших предков попираются, разрушаются. На самом деле виноваты все. Это одно из тяжелых последствий советского атеистического безбожного времени. Нет, наверное, сейчас ни одного города, в котором в советское время не были разрушены кладбища. Это кладбище разделило их участь. А ведь почитание умерших – это одно из основных проявлений человеческой культуры», – говорит отец Владимир.

Противники сохранения погоста ссылаются на норму, по которой кладбище перестает считаться таковым спустя 25 лет со дня последнего захоронения. Несогласные с такой позицией говорят о федеральном законе от 1996 года, по которому органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать обнаруженные неизвестные захоронения, а также о федеральном законе «Об охране объектов культурного наследия».

Данное кладбище по праву можно отнести к культурно-ис-торическому наследию. На этом месте хоронили участников и героев первой мировой войны, а потом, после закрытия кладбища, жертв голода, а также раненых, привезенных с фронта во время Великой Отечественной войны и скончавшихся в местном госпитале. «Мы своих предков не можем бросить, так как знаем, что они воевали за наше Отечество. Мы в настоящее время живем и радуемся», – говорят инициаторы этой борьбы.

Жители сел возлагают большую надежду на то, что установленный забетонированный Поклонный крест остановит посягнувших на святое место людей. «Мне кажется, если в людях внутри что-то осталось, если у них есть душа, когда они просто увидят этот Поклонный крест, прочтут надпись, которую изготовила местная епархия, они поймут, что здесь им нельзя жить, – говорит Александр. – Не то это место для жизни!».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6052010134206&oldnumber=531