"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (538) от 24.06.2010

Вернисаж

«Чувство глубокое и вечное»

Александр ДАВИДЕНКО

(Продолжение. Начало в № 23 (537)

Помимо исчезающей предметности, в работах Ю. Пашкина часто эта предметность выявляется с особой силой, порой доходящей до физической осязаемости. В этих случаях для него характерна «мясистая» живопись, когда красочная поверхность прямо-таки вскипает приподнятостью фактуры, словно стремящейся вырваться за пределы плоскости, возродить объемы. Но не частные, имманентные для конкретного объекта, а обобщенную, вневидовую материальную сущность. Эта лепка живописного пространства столь выразительна, что можно почти тактильно ощущать и грубость плоти, и запахи ее испарений, и упругое сопротивление внешнему воздействию, и повышенную энергетику материального символа. Пластическая выразительность в сочетании со знаковой определенностью позволяют художнику оперировать не столько натуроподобными формами, сколько натуроподобными ассоциациями.

Его живописная материя то группируется, образуя уверенно опознаваемые конструкции, то растворяется в высокотемпературной плазме художественного темперамента, оставляя на поверхности холста выразительные «следы присутствия», парадоксальным образом имеющие признаки объектности при почти полном отсутствии объекта как такового (например, «Проявление форм. 2010 г.»). Радость реконструкции исходного образа по его материальным следам, воссоздание задуманного на основании «деклараций о намерениях» (своеобразное сотворчество), а не радость банального узнавания материального объекта предлагают работы Ю. Пашкина с «ускользающей» фигуративностью. По сути, этими работами подтверждается постулат, лежащий в основе концептуализма последней четверти ХХ века: невозможность представить реальность в зримых образах в силу недостоверности созерцательной практики.

Но если в инсталляциях и объектах (например, Б. Наумэна «Зеленый световой коридор», или Й. Бойса «Картина. Версия 36») представлен лишь критический пафос отрицания, оформленного в виде театрального жеста, то в работах Ю. Пашкина эта ситуация конституируется (без истерики или иронии) чисто живописными средствами, с использованием пластической метафоры, усиливающей художественную выразительность модернистского языка, по прежнему живого, а не похороненного постмодернистским «отрицанием».

Несмотря на пластические деформации, как художественный прием, в творчестве Ю. Пашкина присутствует пафос созидания, а не разрушения, т. к. мир его художественных образов не устремлен к неизбежному хаосу.

Ю. Пашкин не прибегает в своем творчестве (сознательно!) к игре со смыслами, аллюзиям, апроприациям, художественным декларациям. Его не заботит ни «включенность» в пространство постмодернистского искусства или «выключенность» из него, ни продолжение традиций искусства модернистского, как не заботит формальное членство в Союзе художников России (членом которого он так и не стал). Он просто обрел свой голос, пройдя довольно быстро и уверенно период подростковой мутации (правда, ему в это время было уже «за 50»). Пластическое своеобразие стало органичной формой поэтического переживания, позволяющее быть предельно искренним в момент творческого акта, который часто носит исповедальный характер.

Именно в процессе написания работы он раскрывается наиболее полно, переводя свои чувства, мысли, даже еще не ставшие утверждениями, а лишь формирующиеся (предчувствия, размышления, сомнения, рефлексии) на язык цвета и форм. Это уже не поиск и нахождение прекрасного в реальности, это «остаточный мимесис», – закономерность случайного (или случайность закономерного), – как язык человеческого общения, который задается случайностью факта рождения и развития в конкретном месте с определенным лингвистическим нормативом. Сюжеты и темы, разрабатываемые художником, – чаще всего вымысел, лишь повод для живописного высказывания. Ю. Пашкин создает свою собственную реальность, являющуюся продуктом сложной контаминации привычной реальности (с нестабильностью ее проявлений), проживания прошлого, сенсуализации впечатлений, пластической материальной витальности и дематериализующих ее сомнений в истинности проявлений исходных сущностей.

(Окончание следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24062010115405&oldnumber=538