"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (538) от 24.06.2010

Гастроли

Немецкий вояж «Трио-сонаты»

Светлана ТЕНЕТКО

Ансамбль старинной музыки «Трио-соната», пожалуй, первым из филармонических коллективов вышел на зарубежную сцену и на протяжении уже многих лет успешно гастролирует по Европе и не только. В январе этого года музыканты открывали один из фестивалей в Сирии, буквально покорив зрителей своей игрой. Недавно ансамбль вернулся из очередной гастрольной поездки в Германию.

Возможно, у кого-то сложилось впечатление о некоем привилегированном положении «Трио-cоната»; ведь ни для кого не секрет, что зарубежные вояжи – удовольствие вовсе не из дешевых. А ансамбль, имея довольно плотный график выступлений в Саратове и области, умудряется еще выезжать за рубеж не один раз в год. Кто-то вспомнит участие ансамбля в Международном музыкальном проекте лет десять назад: мол, хорошо им было завоевывать Европу за счет спонсоров. Все это так. Действительно, впервые на зарубежную сцену «Трио-соната» вышла в рамках музыкального проекта, но последние семь-восемь лет ансамбль гастролирует самостоятельно и за свой счет.

Музыканты не боятся никаких экспериментов, как не бояться уже и путешествий, благо опыт накоплен большой. Конечно, встает вопрос денег, куда же без него. Владимир Скляренко считает, что путешествовать всегда выгодно, и его барочные красавицы полностью его поддерживают в этом. Любая поездка – это определенный риск, на который музыканты порой идут сознательно.

Не стоит питать иллюзий, что у музыкантов все складывается очень гладко или они очень легко относятся к деньгам и не умеют их считать. Вовсе нет. Скорее секрет в том, что «Трио-соната» не боится музыкальных экспериментов, которые, на первый взгляд, могут показаться весьма рискованными, необычными. Возможно, это и привлекает в их концертах и искушенную европейскую публику, и саратовцев. В Голландии, которая стала для них почти родной, одна из местных газет даже отдала целый разворот на интервью с нашими музыкантами.

По словам Владимира Скляренко, идея гастролей в Германии появилась после встречи с давним другом еще по Музыкально-педагогическому институту им. Гнесиных, Александром Паперным (балалайка), живущим в Гамбурге, еще в прошлом году. У ансамбля уже был определенный опыт игры с ансамблем народных инструментов Саратовской филармонии «Парафраз», и возможность сыграть барочную музыку в таком необычном составе пришлась по душе и Паперному.

Около года шел подготовительный период: созвонки, обмен партитурами, составление репертуара. В германском проекте ансамбль выступал под названием «Russian consort» («Русский консорциум»), которое было понятно и немцам и голландцам, а также отражало не только национальную принадлежность ансамбля, но и непостоянство состава, и его открытость для любых экспериментов.

Апрельские гастроли в Германии с довольно плотным концертным графиком показали, что «консорциум» довольно перспективен и уже планируются летние гастроли. Оказалось, что балалайка прекрасно вписывается в дуэт гобоя и клавесина в исполнении барочных произведений, с успехом заменяя мандолину, для которой писали композиторы эпохи барокко. Музыканты концертировали в одном из престижных залов Концертного центра Гамбурга и после чего получили «ангажимент» на осень.

Поскольку Европа весьма компактна, то созданный «консорциум» не отказал себе в удовольствии проехать в соседнюю Голландию. Почти все концерты в Голландии проходили в соборах. Голландия страна довольно свободных нравов, и выступления музыкантов на таких площадках вполне естественно, даже с возможностью выбора определенного места в зале, что не всегда приветствуется в протестантских и католических соборах Германии. Интересно, что организаторы без тени сомнений воспринимали идею вливания в «барочный» коллектив балалайки.

Один из концертов в Роттердаме, в котором участвовал «Русский консорциум», был организован в помощь западногерманским музыкантам, у которых сгорел зал с инструментами. В концерте, помимо наших музыкантов, принимали участие роттердамский оркестр человек на сто, группа ударных и огромный хор собора Святого Лоренца. Надо сказать, что билеты на этот концерт стоили довольно дорого, и все же в зале был полный аншлаг. Добавим, что пострадавший оркестр был, что называется, любительским. Подобные оркестры весьма распространены на Западе, когда непрофессиональные музыканты собираются вместе, создавая что-то вроде клуба по интересам, часть финансирования берет на себя муниципалитет, а часть – взносы самих музыкантов. И, тем не менее, музыканты Роттердама откликнулись на постигшее их коллег несчастье и собрали достаточно внушительную сумму.

О традициях и культуре западной благотворительности мы знаем, к сожалению, гораздо больше, чем о современной российской. Поэтому не могу удержаться в свою очередь от вопроса о местных меценатах. По слова Владимира Петровича, был только один случай за двадцать лет существования ансамбля, когда в Саратове один из бизнесменов проспонсировал его проект...

Саратовцев же ждет последняя в этом сезоне встреча с ансамблем «Трио-соната» не далее как 24 июня. Под «занавес» очередного сезона музыканты подготовили как обычно новую программу, в которой прозвучат произведения композиторов XVIII столетия; помимо барочной музыки, в программе концерта найдется место и композиторам века минувшего Лерою Андерсену, Астору Пьяццолле. Конечно же, не обойдется концерт без композитора, олицетворяющего вершину и эталон высочайшего музыкального искусства – Моцарта, признанного короля вальсов Иоганна Штрауса. Но, дорогой читатель, не будем раскрывать все сюрпризов, которые ждут на закрытии концертного сезона ансамбля старинной музыки «Трио-соната». Ведь лучше один раз увидеть, а точнее, услышать, чем прочитать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24062010115458&oldnumber=538