"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (538) от 24.06.2010

Худсовет

Встреча через полвека

Анатолий СВЕТИКОВ

22 июня в музыкальной жизни Саратова произошло большое музыкальное событие – выступление на сцене Большого зала консерватории Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова (художественный руководитель и дирижер народный артист РФ Борис Тевлин), который не был в Саратове, пожалуй, почти полвека.

Об уникальности этого коллектива говорить не приходится, наглядным подтверждением служит уже то, что билеты были распроданы почти за месяц. У коллектива же, по словам Бориса Тевлина, планов много: в сентябре серия концертов, посвященных 120-летию А. Свешникова, «Золушка» Россини, 9-я симфония Бетховена, которую хор исполнит вместе с М. Плетневым, гастроли в Японии.

В первом отделении прозвучали все «12 Хоров на стихи Якова Полонского» С. Танеева, произведение, которое полностью до хора им. А. Свешникова не исполнял никто. Наверное, это стало возможным после некоей реорганизации хора с приходом Б. Тевлина, обновившего хор молодыми певцами, которые заряжают самого дирижера своей энергией.

Сергей Иванович Танеев создал «12 Хоров…» a capella в 1909 году. Хоровой цикл на стихи Я. Полонского был написан в 1909 году и адресован хору Причистенских курсов для рабочих, открытых в Москве в 1897 году В 1906–1913 годах этим хором руководил хормейстер Вячеслав Александрович Булычев. Танеев, как полифонист, мыслил инструментально, поэтому, наверное, хоровые партии не всегда удобно «вокально» написаны. По стилю исполнения «12 Хоров…» требуют, по-видимому, ровного, прямого, «неоперного» звука, но в то же время достаточно насыщенного и яркого, так как динамика произведений очень подвижна и разнообразна.

Цикл «Двенадцать хоров на стихи

Я. Полонского» состоит из трех тетрадей: хоры идут от четырехголосных (первая тетрадь) к шести-восьмиголосным (третья тетрадь). Заключительные два хора – «По горам две хмурых тучи» и

«В дни, когда над сонным морем…» – представляют собой двухорные композиции, подобные по масштабу симфоническим фрескам. В каждой из них содержатся контрасты звуковедения, штрихов, нюансировки. Поражаешься таланту композитора переплетать мелодические линии, искусно сочетать голоса и умению с помощью музыки «нарисовать» стихи, во всем многообразии красок голосом передать море, грозу, природу.

Писарев, непререкаемый критик, однажды назвал романтического Полонского «микроскопическим поэтиком», певцом «узенького психического мира». Но именно на стихи Полонского писали музыку и Даргомыжский, и Чайковский, и Танеев. Блок называл его в числе своих любимых поэтов. А стихотворение «Песня цыганки» вообще признано шедевром лирики в жанре бытового романса.

Танеев взял для «12 Хоров...» стихи Полонского разных лет. По сути, композитор создал хоровую симфонию, некое музыкальное размышление о смерти, но в очень светлых тонах и в стихах, и в музыке, где тоже нет мрачного, «убойного» минора.

Второе отделение концерта предполагалось как более легкое и разноплановое, поскольку в него вошли песни о войне А. Новикова («Эх, дороги»), Р. Щедрина из цикла «Четыре хора А. Твардовского», а записанный диск хора стал подарком саратовским ветеранам. Саратовцы также услышали народные песни в обработке А. Свешникова, В. Агафонникова, Д. Шостаковича; «Libеrа me» («Реквием» ч. VIII) Дж. Верди и «Ave Maria» Дж. Каччини.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24062010115608&oldnumber=538