"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (540) от 12.08.2010

Личный Опыт

Краски Задара, или Путешествие провинциалки в Хорватию

Светлана ТЕНЕТКО

Подробно на вопросах планирования и некоторых технических аспектах реализации намеченного мы уже остановились в прошлом номере. Когда все предполетные формальности закончены, можно, наконец, откинуться в кресле самолета и предаться сладостному предвкушению отдыха.

(Продолжение. Начало см. № 25(539).

Собственно, было о чем помечтать. Например, о том, что на пару часов вновь окажусь в Праге. Чтобы побродить по городу – речи не шло. Но окунуться в атмосферу маленьких сувенирных магазинчиков в аэропорту было приятно. Ну разве же устоит женская натура перед столь милыми сердцу вещицами: чешские гранаты, разноцветное стекло, куклы-марионетки и прочие безделицы, мимо которых ах как трудно пройти. Собственно за этими дамскими развлечениями два часа в ожидании стыковочного рейса пролетают незаметно.

Первые впечатления

Часа полтора лету от Праги до Загреба, и я уже в Хорватии. С пограничным контролем все довольно просто. Единственный вопрос, который задает пограничник – сколько дней я пробуду в стране. Виза в паспорт – и приятного отдыха. Людской поток выносит из здания аэропорта прямо к вовремя подошедшему автобусу. Уже у дверей автобуса вспоминаю, что местных денег у меня нет. Вероятно, не я одна такая рассеянная, поэтому в автобусах, курсирующих между аэропортом и автовокзалом (колодвором) Загреба оплатить проезд можно еще в евро. А вот дальше придется обзавестись местными кунами, благо обменять валюту можно прямо на колодворе.

Хотя в Загребе я была лишь проездом и часть города видела только из окна автобуса, все же первое впечатление от города – зелень и цветы. Кому-то, вероятно, это покажется странным, но в первые минуты в Хорватии я, как житель Саратова, на долю которого приходится один куст и полтора цветка, испытала некоторый экологический шок. Зелень, цветущие кустарники, цветники и вазончики около домов, горшки с цветами на балконах и окнах. Цветущий газон на разделительной зоне между шестиполоской – признаться такого я еще не видела. Поэтому, как ребенок, всю дорогу любовалась на зеленые холмы, поднимающиеся к удивительно чистому голубому небу, – где-то там, у линии горизонта. Экологические удивления только начинались, правда, об этом мне еще предстояло узнать. Говорят, что первые впечатления самые сильные и, порой, самые верные. Оставалось только поздравить себя с правильным выбором, потому что мне эта страна уже нравилась своим разноцветьем, как палитра художника.

Если смотреть на карту, то Загреб находится где-то посередине страны, и кажется, что до побережья довольно далеко. На деле же оказалось, что дорога до Задара заняла не больше трех с половиной часов, хотя для местных жителей это довольно долго. Нам-то с российскими расстояниями к этому не привыкать. К тому, что в этой стране все довольно компактно и расстояния между городами можно преодолеть за час-другой, придется еще осознавать и привыкать.

Несколько слов о Загребе. Город был основан в VII веке. Сейчас его называют «маленькой Веной», т. к. построенные в стиле барокко соборы и дворцы, расположенные в его центральной части, придают ему некоторую схожесть со знаменитой столицей Австрии. Во многих городах мира есть зеленые оазисы, но у Загреба своя специфика. Это город множества парков, которые протянулись от узкого центра города до подножия горы Слеме. Население столицы Хорватии насчитывает около 800 тыс. человек. Для сравнения: население Саратова насчитывает тысяч на 50 больше. Впрочем, на территории одной Саратовской области (101,2 тыс. кв. км) с легкостью может поместиться даже не одна, а две Хорватии (56,54 тыс. кв. км) с населением около 4,5 млн человек (почти в два раза меньше, чем в Москве!).

История города

с множеством имен

Пока Стефан, хозяин виллы, ставшей моим домом на ближайшее время, рассказывает, как лучше добираться до центра и где останавливается рейсовый автобус, слушая собеседника, что называется, вполуха, разглядываю городские улицы с небольшими домами. Даже многоэтажки вписываются в городской пейзаж, не нарушая его целостность и не выпирая своей высотой среди домиков под черепичными крышами. Город с современной застройкой плавно перетекает в, условно говоря, пляжные районы, застроенные виллами, Пунтамика и Дикло.

Идасса – греческое название, Ядера – римское, Диадора, Зара – венецианский (а впоследствии итальянский вариант) и, наконец, Задар – так по-разному в течение своей бурной истории именовался этот город, основанный римлянами в I в. до н. э. Однако еще в 400 году до н. э. здесь было поселение иллирийского племени с названием Ядер.

Задар – пятый по величине город Хорватии с населением более 80 тысяч человек. Округ Задар занимает площадь около 8 тыс. кв. км, почти половина которой – море, а 580 кв. км – острова. Береговая линия в районе Задара самая изрезанная и причудливая в Хорватии. Многочисленные острова у побережья Задара связаны с городом регулярными паромными линиями. Всего в Задарском архипелаге 365 островов. Дикие скалы, отвесно падающие в море, крошечные заливы и бухточки, пещеры, водопады, утесы привлекают сюда не только любителей спокойного отдыха, но и, на мой взгляд, экстремалов: дайверов, любителей скалолазания и всяческих пещер.

За свою многовековую историю Задар разрушали не один раз, но, подобно птице Феникс, он вновь и вновь возрождался. Отсюда и различные культурные напластования в облике города, который в течение столетий был столицей Далмации. Сегодня в Задаре можно увидеть развалины древнеримского форума и городские ворота в виде римской триумфальной арки, византийские и романские церкви, готический монастырь францисканцев и здания эпохи ренессанса.

Кому только ни принадлежал город: в начале XII в. – венгерским королям, постоянно воевавшим за него с Венецией. В начале следующего века венецианцы обманом захватили город и разграбили его. С XV в. Задар, а также вся Далмация, находился под властью Венеции, но каким-то образом сохраняет при этом внутреннюю автономию. С конца XVIII по начало XX веков Далмацией владела Австрийская империя. А с 1920 года город фактически принадлежал Италии. Вторая мировая война тоже оставила свой след: во время бомбардировок 1943–1944 гг. была уничтожена большая часть памятников истории, которые после войны пришлось восстанавливать. Лишь в 1947 году Задар был официально передан Хорватии. Но и на этом непростая судьба города не закончилась. В 1991–1993 гг. Задар попал в осаду югославской армии, но, к счастью, пострадал не очень сильно.

Такая вот длинная и запутанная история у города, в который провинциалка из России влюбилась, увидев картинку на экране монитора.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12082010010755&oldnumber=540