"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (540) от 12.08.2010

Очевидец

Жаркое лето – 2010

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Второй Международный семинар «Интегрированное управление водными ресурсами» (ИУВР), прошедший в Пскове в июле, интересен во многих отношениях. Симбиоз старины и современности, свойственный этому городу, богатейшая его история, умение соединять модерн и традицию во внешнем облике города для многих участников курсов сами по себе стали одной из тем. Особенно для представителей городов, где уничтожение старины идет ускоренными темпами. Нечего и говорить, что Саратов – в числе таких городов.

(Продолжение. Начало см. в № 25 (529)

В учебную программу курсов входило посещение участниками, разбитыми на четыре группы, различных объектов и структур, так или иначе причастных к использованию водных ресурсов (стейкхолдеров, водопользователей – по терминологии курсов). Удивительно, как глубоко был продуман курс обучения – казалось, не было того, чего бы не учли организаторы. Справедливости ради следует сказать, что позже кое-что все же обнаружилось, но это были детали, развивающие методику обучения.

Без мелочей

Что такое продуманность, можно видеть на примере формирования групп. В учебном курсе рабочие группы формировались не случайным образом, а по принципу представительства в каждой группе интересов различных социальных групп пользователей водными ресурсами: НКО, бизнеса, представителей администрации. И в этом подборе тоже реализовалась функция «интегрированности», объединения усилий, обучение «думанью вместе» представителей таких социальных групп и структур, которые в жизни часто являются конфликтующими сторонами.

Организаторы курсов считают, что «когда все водопользователи объединены в группу, все знания, необходимые для решения проблемы, собираются воедино». С этой же целью в курсе был предусмотрен особый раздел, отдельные сессии по управлению конфликтами, обучение методикам разрешения конфликтов с учетом собственных психологических особенностей и пониманием того, что каждый из нас для другого – не мед и не сахар, а скорее, – проблема и источник раздражения, а не только просто недопонимания.

Определению самого себя как психотипа и обдумыванию поведения с учетом своих особенностей была посвящена не только сессия (занятие), но и часть свободного времени в виде выполнения «домашнего задания». К сожалению, эта сессия проводилась позже других, для которых она, думаю, была бы необходима. Возможно даже, и она, и домашнее задание могли бы стать не только вспомогательными, но и одними из ключевых инструментов во всем цикле обучения. Но главным в обучении, как мне показалось, стали встречи со стейкхолдерами – посещение объектов и структур водопользователей.

Анализ ситуации –

анализ стейкхолдеров

Так был обозначен один из важнейших разделов курса. Посещения стейкхолдеров не были гостевыми визитами. Их целью было взятие интервью, фактически – беседа с руководителем предприятия или организации по вопросам, имеющим отношение к системе озер Псковское – Теплое – Чудское. После чего планировалось обобщение «интервью» и формирование целостной картины проблем озер и возможных путей их решения.

Организаторы выделили четыре группы стейкхолдеров (по числу групп «интервьюеров») различной значимости – от руководителя Федерального агентства «Росприроднадзор» и директора федеральной службы «Псковводхоз» до капитана прогулочного теплохода (одного из двух, еще плавающих по реке Великой и озерам) и бригадира рыбацкой артели – всего 16 человек. В течение целого дня «интервьюеры» пытали стейкхолдеров бесчисленными вопросами по проблемам использования водных ресурсов. Палитра вопросов, естественно, никем предварительно не задавалась и не ограничивалась. Но, тем не менее, интервью тщательно подготавливалось. Все участники получили Инструкцию по проведению интервью и структурный план интервью. И то и другое составлено так, что представляет интерес и для профессиональных журналистов, а не только для тех, кто волею учебного плана оказался вовлеченным в это трудное дело. Как пример, первый пункт инструкции гласил: «Помните, вы там, чтобы учиться, а не учить». Поучительное (простите за тавтологию) правило, однако, для многих журналистов, берущих интервью.

Понятно, реальные вопросы «корреспондентов» охватили спектр от роли государственных органов в регулировании использования водных ресурсов до вопроса: «Почему вода в гостинице ржавая, и как эти органы воздействуют на ее состояние?». Могу сразу сказать, что в ходе одной из таких групповых бесед-интервью – с начальником федерального агентства «Росприроднадзор» Виктором Мусатовым – были выделены 15 значимых факторов, влияющих на Псковско-Чудское озеро. (Эти озера хоть и единая водная акватория, но по гидрологическим признакам весьма разнятся). Дальнейшие интервью что-то добавили к этим выделенным факторам и чем-то их обогатили. И все, что наговорили стейкхолдеры, было подвергнуто самому тщательному анализу, в том числе и в игровой обстановке, для выявления не только проблем, но и интересов каждого стейкхолдера и их глубинных взаимных противоречий. Анализ водопользователей – отдельная занимательная страница в курсе ИУВР! Позже участникам была предоставлена реальная возможность наглядно познакомиться с действием многих из факторов, влияющих на водные ресурсы псковщины.

Специально организованная через день поездка на теплоходе по реке Великой и Псковскому озеру на остров Белова позволила увидеть плоды жаркого лета, добравшегося и до псковщины. Фантастическое «цветение» всего озера (так называемые сине-зеленые водоросли, хорошо знакомые саратовцам), отлично видное на космических снимках, берега озера, зарастающие камышом на километр, замор рыбы – таковы эти плоды. Погибшей рыбы было так много, что, казалось, чайки уже разучились летать – они только перепрыгивали, да и то неохотно, от рыбины к рыбине.

Главная же проблема озера состояла даже не в избавлении от «плодов», а в том, что ученые до сих пор не могут придти к однозначному выводу – следствием чего являются эти изменения: воздействия человека или естественной реакцией озера на климатические изменения? И столь ли уж вредны наблюдающиеся изменения? А значит, следует ли предпринимать какие-либо меры для возврата озера в исходное состояние? Ответы на эти вопросы зависят от того, чего мы, собственно, хотим от озера. Сохранения его как водного пути «из варяг в греки»? Или важнее рыбопромысловое значение озер (а оно велико)? Но, может, сделать ставку на рекреацию, то есть использование озер для развития баз отдыха, пансионатов, водного спорта, туризма? А возможно ли комплексное использование озер? На эти вопросы нет однозначного ответа.

Таким образом, учебные курсы, при постановке задач, предельно приближенных к конкретному водному ресурсу, давали в итоге богатый материала для рекомендаций органам власти (а они благодаря интервью уже оказывались вовлеченными в процесс). Таким образом, учебный процесс превращался в экспертный анализ ситуации, использующий опыт всех десяти регионов страны, представленных на курсах. Псков, тем самым, извлекал практическую пользу из, казалось бы, чисто затратного процесса. Это ли не урок для всех регионов? Что помогло Пскову стать «впереди России всей» в деле управления водными ресурсами? Где корни такого отношения? Как ни крути, а напрашивается сама собой параллель между отношением к водным ресурсам и отношением к истории.

Наглядно это участники увидели при посещении федеральной службы «Псководхоз». Не стану пересказывать интервью с его директором Любовью Малыхиной. Его итогом стал статистический материал в виде презентации по загрязнениям озер, переданный участникам в электронном виде. Теперь каждый участник курсов имеет возможность сравнить его с данными по своему региону, если таковые имеются. А если не имеются, то поставить вопрос: «А почему, собственно, в регионе не делается такой анализ, как это делается в Пскове?». И это уже неплохо.

Остановлюсь на здании этого замечательного учреждения, расположенного почти в центре города, с его своеобразной архитектурой. Оно, как мне кажется, являет очень яркий пример «интегрированного» подхода к использованию жизненного пространства с целью обеспечения функционального предназначения ведомства и, в то же время, с максимальным приближением к историческим традициям и с полным использованием всех достижений современной архитектуры и градостроительной практики. Об этом – в продолжении темы.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12082010010922&oldnumber=540