"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (540) от 12.08.2010

Вернисаж

Поэтика живописи Павла Маскаева

Александр ДАВИДЕНКО

На небольшой площадке краеведческого музея города Энгельса развернута скромная по объему, но выразительная ретроспектива творчества саратовского художника Павла Маскаева «30 моих лет». Причем, в названии обыгрывается слово «лет» не только в значении отрезка жизни, но и, по выражению самого художника, как любимое время года для интенсивной работы.

На выставке представлены разные жанры: пейзаж, натюрморт, религиозная живопись. Пейзажи П. Маскаева необычны по пластическому языку, стремящемуся к предельному обобщению объектного мира, при непременном сохранении впечатления о его натурности. Этот язык не однороден, претерпевает серьезные изменения – как с течением времени, так и при переходе от одного жанра к другому. Объединяющим принципом является упрощение внешних форм и декоративизм (выраженные в разной степени).

Живописная культура П. Маскаева, проявляющаяся в его произведениях, имеет в качестве своих истоков многие, в том числе сравнительно недавние, открытия пластических, колористических приемов и принципов. В работах, которые можно здесь увидеть, присутствуют реминисценции близких ему по духу и мирочувствованию художников прошлого: П. Сезанна, П. Гогена, фовистов, набидов, бубновалетовцев, представителей трансформированного «сурового стиля» и т. д. В разных работах, в разных жанрах эти сближения ощущаются в разной степени. Например, глядя на диптих «Лох у воды. 1993 г.» (на одну из его частей) нельзя не вспомнить о П. Серюзье (Понт-Авенская школа, последователь П. Гогена) с его работой «Талисман» (или «Лес любви. 1888 г»). Многое в творчестве П. Маскаева можно связать с именем «набида» П. Боннара. Эта общность проявляется не только в том, что декоративные возможности цвета используются в «мягком варианте», без агрессивного акцентирования, что пейзажи, несмотря на достаточную условность пластического языка, непременно лиричны, что предметность – лишь способ донесения эмоционального переживания на «понятном» языке. Кроме этого, их роднит интимизм особого рода – непубличное, а потому сдержанное, искреннее переживание увиденного.

П. Маскаев не проходит и мимо монументально-декоративного творчества П. Боннара, – у него самого явственно ощущается стремление к «большим» формам. Начиная с элементарного деления однородной живописной поверхности на ряд планшетов, составляющих диптихи, триптихи, полиптихи (наподобие, например, триптиха П. Боннара «Средиземное море. 1911 г.»), заканчивая работами, тяготеющими к форме панно. Кроме этого, П. Маскаев исповедует тот же принцип художественной ценности выразительных пятен краски: «Пятна цвета всего лишь «называют» предметы, не принадлежа им безраздельно. Они достаточно автономны, а красота их соединений послужила бы веским оправданием их самостоятельного существования» (А. Костеневич «Боннар и художники группы «Наби»»).

Но это – истоки, влияния. О них можно говорить, лишь пристально вглядываясь в холсты П. Маскаева, так как самобытность его живописного языка очевидна. Декоративизм цвета, как таковой, хотя и микшируется некоторой сюжетностью, но играет значительную роль, подавляя, в свою очередь, откровенную сюжетность, превращая ее в некоторый повод для увлекательных пластических и колористических игр, позволяя визуализировать глубоко личную, ярко окрашенную эмоцию в узнаваемых художественных кодах.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12082010011134&oldnumber=540