"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (540) от 12.08.2010

Вернисаж

Экспортный художник

Екатерина БОГДАНОВА

Николай Блохин и его картины в Саратове впервые. Да что в Саратове – они практически в новинку для российского зрителя в принципе. И совсем не потому, что за ненадобностью складировались в мастерской. Просто художник представляет собой редчайшее для современной России явление – он широко известен и любим на Западе и в США,

и до недавнего времени этого ему с лихвой хватало.

Хотя, пожалуй, хватает и теперь. Признание и успех Николая в США оказались столь стремительными и шумными, что сделали его обладателем сразу двух высших наград престижнейших конкурсов – Американской ассоциации художников-портретистов и Общества художников-портретистов Америки. Кроме Блохина, снискать Гран-при в обоих соревнованиях не удалось пока еще никому. В покоренных им Штатах Николай организовал и провел свыше тридцати персональных выставок и мастер-классов. Причем, его произведения – а они, преимущественно, портретного жанра – впечатлили публику настолько, что иметь в доме собственный портрет кисти Блохина стало модной тенденцией для известных политиков, спортсменов, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса. Например, в коллекции Николая есть лица Марии Ситтель, Сьюзен Саммерс, космонавта Крикалева и других известных особ. Некоторые из них, кстати, 5 августа встретили саратовских зрителей в залах Радищевского музея на экспозиции «Николай Блохин. Живопись, графика».

Редкая монументальность картин – это первое, что поражает зрителя сильно и сразу. Это почти как влюбленность: сначала от неожиданности увиденного подпрыгивает сердце, а уже в следующее мгновение в груди начинает сладостно поднывать, потому что увиденное на удивление приятно. Приятно своей красотой, ироничностью, истинно русским объемом форм, техничностью исполнения – в общем, всем. «Он сочетает в себе то, чего мы достаточно длительное время не имели, – объяснила это странное ощущение гендиректор музея им. Радищева Тамара Гродскова. – Это прекрасная академическая школа рисунка, понимание формы, знание штриха и в то же время – такая прекрасная, очень богатая живописная палитра, эмоциональная, где-то перекликающаяся с произведениями или просто манерой Фешина. Это действительно очень редкое явление в современном искусстве».

Сам маэстро тоже оказался на удивление «редким». На предшествующей презентации выставки пресс-конференции он был немногословен: честно и сдержанно отвечал на многочисленные вопросы, но с удовольствием предоставлял слово более речистым членам своей «команды» – заместителю директора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан Галине Тулузаковой и президенту «AVIMOS ART USA» Валерию Бочарову.

Что касается увлечения художника написанием портретов, то, как считают искусствоведы, это вполне закономерно. Ведь Блохин является выпускником, а ныне – преподавателем кафедры рисунка Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина – школы, в средоточии которой стоит человек. В основном, как признался сам Николай, ему позируют знакомые и друзья. А в работе над заказными портретами существуют свои незыблемые правила: «Я все решаю сам, – заявил художник. – Если мне начинают диктовать, я с этими людьми не сотрудничаю». Это означает, что все идеи относительно образа на холсте принадлежат исключительно творцу. А еще Николай Блохин признался: «Я занимаюсь своим любимым делом и стараюсь это делать честно».

Вообще в Саратов прибыло свыше ста произведений Николая. Но, в силу впечатляющих размеров полотен, отличающихся от более привычных местному зрительскому глазу форм, разместить удалось лишь около семидесяти. И те заняли весь трехгалерейный выставочный павильон нижнего этажа. Есть среди них и русские масленичные мужички, и былинные персонажи вроде соловья-разбойника, и сложные игровые образы, соседствующие с тоже не совсем простыми обнаженными и нет красавицами. Для сравнения, Центральному дому художников в Москве удалось вместить работ в два с лишним раза больше.

Экспозиция, как часть масштабного российского турне (изначально авторы идеи предлагали включить в него двадцать пять городов, что организаторы сочли физически невозможным), стартовала в Питере. А уже после побывала на выставочных площадях Нижнего Новгорода, Казани, Воронежа, Москвы.

В Радищевском музее экспозиция задержится ровно на месяц, до 5 сентября. Не посетить такое, сославшись на банальную нехватку времени, наверное, глупо.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12082010011312&oldnumber=540