"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (540) от 12.08.2010

Вернисаж

За гранью реального

Лана СОКОЛОВА

В начале августа в музее К.А. Федина открылась выставка живописи и графики Владимира Коркина «У Вечности в плену». Работы Владимира Коркина уже не первый раз экспонируются в стенах музея. В этот раз на выставке, по большей части, были представлены произведения художника, созданные за последнее десятилетие.

Вроде бы музей Федина больше связан по своей тематике с литературой, однако музейщики нашли некоторые точки соприкосновения между работами художника и литературой. По словам Людмилы Лаврентьевой, ставшей гидом корреспондента «Богатея» по выставке Коркина, духовность, стремление к осмыслению мира, в котором живет художник, современной реальности, поиски и раздумья над человеческими ценностями художник и близок духу музея. Действительно, стоит лишь вспомнить одну из постоянно действующих экспозиций музея «Дом русской литературы ХХ века», в которой представлено творчество писателей весьма не простого периода русской литературы – «серебряного века».

Вероятно потому, что писатели и поэты своего рода тоже художники, творящие не кистью и красками на холсте, а пером, и как истинные художники, показывающие правду жизни через призму своего восприятия той реальности, в которой они живут. Так и работы Владимира Коркина, по мнению сотрудников музея, передают «не только то, что видит глаз, но и то, что человек воспринимает другими органами чувств – запахи, шумы, тепло, движение воздуха».

Владимир Коркин принадлежит скорее к символистам, почти в каждой из представленных работ присутствует порожденный прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривается как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий «знаки» мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего – как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. На наш взгляд, еще и это и роднит художественные произведения Коркина с литературой «серебряного века». Хотя сам автор считает, что супрематизм (направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К.С. Малевичем; как разновидность абстракционизма, супрематизм выражался в лишенных изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний, в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника) помог ему осознать структурные основы мира, заглянуть за занавес внешнего, видимого, стал неким трамплином к созданию собственно образной пластической системы.

На наш взгляд, «Сон, 2007 г.» является своеобразным слиянием двух этих направлений. Паутина сна, в которой запутались диковинные птицы, и события, рожденные сознанием. Паутина, в центре которой голубоватым светом мерцает одинокий шар, похожий на Луну – символ ночи, или человеческое сознание, погруженное в сети Морфея.

Совершенно другое по настроению и цвету «Первое свидание, 2006 г.» – воспоминание ли это о жарком лете, полном упоительных вечеров, или наоборот – горькое сожаление о неразделенном чувстве? Каждый увидит в картине то, что близко именно ему. Полотно как бы разделено на две части. На переднем плане молодая женщина, лицо которой выписано как лик. В чуть приподнятых уголках губ, во взгляде, как будто обращенном туда – в лето, сквозит скорее светлая печаль или сожаление, чем радость воспоминания. Задний план, или вторая часть – целующаяся парочка под убывающей Луной, от которой остался тоненький золотистый серп, напоминающий о быстротечности лета и «летней любви». Лицо молодицы, одетой уже в пальтишко, как лик, высвечивается теплыми красками, привлекая к себе внимание и резко контрастируя с вечерним темно-синим вторым планом картины.

О своем творчестве Владимир Коркин говорит, что оно – поиск пути к свету Божьему. Этот поиск представлен в нескольких работах на выставке: «Пасха», «Постулат Христианства» и «Защитница России, 2007–2008 гг.». Покровительницей и заступницей России в христианстве считается Пресвятая Богородица. Образ на полотне художника по повороту головы, позе очень напоминает икону Казанской Богородицы (бытует мнение, что именно Казанская Богородица является заступницей и покровительницей России). По многочисленным свидетельствам, во время пребывания этого образа на фронтах первой мировой войны русские войска не знали ни одного поражения. Во время второй мировой войны в блокадном Ленинграде из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен. Только к каноническому нимбу художник добавляет венок из нежно-розовых цветов, а в руках у защитницы – земной шар, с узнаваемыми контурами России. Человеческий, по-женски мягкий лик смотрит на нас с картины. Так кто же она, защитница России? Женщина, возведенная в ранг святой или святая, ставшая женщиной?

Яркими, солнечно-желтыми летними красками лучится «Деревенский пейзаж», оранжевое «Гречишное поле, 2008 г.», словно кем-то случайно забытый плед на поляне в обрамлении вечернего леса.

Клубочек из спящей собачонки «Спящая Варька» почти растворяется среди ярких красок клетчатого пледа и атрибутов счастливой собачьей жизни: любимой игрушки – мячика и миски, полной всяких вкусностей. В такой спокойной жизни, похожей на светлую собачью сказку, можно спать спокойно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12082010011408&oldnumber=540