"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (541) от 19.08.2010

Искусство и Власть

Возрождение одного Союза

Анатолий СВЕТИКОВ

В конце мая в культурной жизни Саратова произошло событие, прошедшее довольно скромно, без обычного в таких случаях официоза. Если уж совсем честно, то афишировать возрождение,

а точнее, новое создание общественной организации «Союз мастеров декоративно-прикладного искусства Саратовской области», вероятно, власти посчитали не совсем уместным.

Даже сегодня, зайдя на сайт Минкульта Саратова, вы не найдете пока упоминания об этом Союзе. Разве что отдельно выделены менее десятка мастеров-прикладников с одной-двумя работами и несколькими скупыми строчками автобиографии.

А ведь лет десять назад, во времена правления незабвенного Дмитрия Федоровича Аяцкова, декоративно-прикладное искусство, можно сказать, процветало в Саратове. Мы попытаемся рассказать о том, как создавался первый Союз и как он с течением времени перестал быть нужными власти и почил в бозе.

Некогда в Саратове на ул. Чернышевского для художников-прикладников, занимающихся возрождением народных промыслов Саратовской губернии, было выделено помещение, финансировалось которое по линии ЮНЕСКО. Помещение было небольшое, но и его на первых порах прикладникам было достаточно, чтобы и себя показать, и других посмотреть. Со временем прикладникам выделили помещение на Радищева, 24, там же был организован и небольшой магазинчик, где продавались работы художников-прикладников. Всем вроде было удобно и хорошо: и художники могли заработать, и чиновникам всегда было что подарить при необходимости. О том, чтобы платить какие-то деньги за аренду, пока никому и в голову не приходило – все бремя расходов несла власть. Взамен мастера проводили со школьниками и студентами всевозможные уроки-лекции по народным промыслам.

Со временем возникла необходимость как-то организовать разрозненных прикладников в единую организацию, хотя бы для того, чтобы юридически закрепить за ними помещение. У истоков создания первого Союза стояли И. Шумарин, В. Феофанов, Е. Батузова и еще с десяток художников-прикладников, взявших на себя юридическое и финансовое оформление общественной организации. Так возник первый «Творческий союз мастеров декоративно-прикладного искусства» с юридическим адресом на Радищева, 24. Позднее к саратовцам присоединились художники из области, выставлявшиеся там же.

Как бы там ни было, но времена правления Дмитрия Федоровича саратовские художники-прикладники вспоминают добрым словом. Народным промыслам в те времена был дан полный карт-бланш: выставляйтесь, продавайте свои работы, только скажите где, и выделим вам место. Слово свое Аяцков держал: ни один городской праздник не обходился без прикладников – к Липкам привозили столы, тенты и устраивали выставки-продажи. В правительстве даже существовал некий отдел закупок подарков из работ местных мастеров, на Соколовой горе в «Русском подворье» художники не только могли выставлять и продавать свои работы, но и рассказывали о народных промыслах. Во времена Аяцкова существовала даже некая «обязаловка» для музеев предоставлять художникам-прикладниками помещения под выставки. На такой благодатной почве прикладники, конечно же, процветали. Более того, саратовские музеи пополнили свои коллекции работами местных мастеров, опять же не без участия Дмитрия Федоровича.

Но все хорошее имеет свойство заканчиваться. С приходом к власти г-на Ипатова про прикладников забыли, как будто их и не было. Поскольку художники, как почти все люди искусства, весьма ранимы и не всегда обладают пробивными и предпринимательскими способностями, то на безденежье и в отсутствие помещения, которое перекочевало к саратовской епархии, Союз стал постепенно разваливаться. Финансовые вливания со стороны власти прекратились, оплачивать помещения под выставки не всем стало по карману. Хотя работы саратовских прикладников уже были во многих частных зарубежных коллекциях, имели дипломы с международных выставок в Москве и даже вошли в Международные каталоги, но художники оказались, по сути, не нужны никому, и стали выживать, кто как может.

В марте этого года что-то случилось – о прикладниках неожиданно вспомнили. Министр культуры г-н Синюков вдруг захотел увидеть всех мастеров из бывшего Союза и поговорить о нуждах прикладников, пригласив их в правительство. Надо ли говорить о том, насколько были удивлены мастера, бывшие столько лет в небытие. Помимо самого министра, на встрече были все его замы, в т. ч. г-жа Ипатова, а также господа, ведающие финансами. Очень интересовало министра, почему не выставляются художники прикладники и куда подевались мастера народных промыслов. Весьма удивило г-на Синюкова, что из более 120 членов первого Союза осталось не более десятка.

Разузнав о нуждах людей творческих, министр культуры пообещал всяческое содействие в возрождении народных промыслов, а также в создании уже нового Союза. Художники получили безвозмездную помощь правительственных юриста и экономиста для составления устава и расчета первых взносов.

Дабы слова не расходились с делом, прикладников пригласили на Соколовую гору, куда уже много лет вход им был заказан, на выставку, которую своим присутствием почтили сам губернатор с супругой.

Еще более удивительно, что предоставленное Союзу помещение в Центре народного творчества на Техстекло было со стороны Минкульта, якобы, без всяких финансовых обязательств со стороны Союза. Более того – на Дне города будет устроена выставка-продажа. Такого поворота событий никто из художников даже представить себе не мог: творите, господа художники, возрождайте былую славу народных промыслов Земли саратовской.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19082010015824&oldnumber=541