"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (541) от 19.08.2010

Вернисаж

Андрей Фурман: игра света и тени

Лада БИЛОКОНЕНКО

Ровно пять лет назад, 16 августа, отметив свое сорокалетие, ушел из жизни известный саратовский художник Андрей Фурман, своеобразной маркой творчества которого считается темная цветовая гамма и приглушенный свет. По мнению искусствоведов, высоко оценивающих работы Фурмана, художник все-таки не успел сформироваться до конца.

Андрей Фурман считал, что художественное образование – самое долгое, нужно учиться, экспериментировать вплоть до сорока лет. И только потом – организовывать персональные выставки и издавать каталоги своих работ.

В областном музее краеведения с 25 июня развернута выставка «Ноктюрны любимому городу», посвященная памяти живописца. Это вторая по счету персональная выставка Андрея Фурмана. Первая проходила в Энгельсском краеведческом музее с 18 февраля по 20 июня этого года. При жизни Андрей Фурман участвовал лишь в различных совместных художественных выставках по всей стране.

Как рассказал Сергей Рубцов, сотрудник музея, курирующий выставку, творчество Андрея Фурмана вплотную связано с нашим городом, поскольку картин, написанных за пределами Саратовской области, очень мало. На выставке представлено более сорока работ художника. Среди них можно встретить пейзажи, где запечатлены старые дворики, окраины города, природа Саратовской области, волжские берега. Кроме того, на ней представлены ранние кубистические работы живописца, его эксперименты в скульптуре и графические этюды. Вдова художника Ольга Юрьевна Фурман предоставила личные кисти и другие инструменты, которыми работал Андрей Анатольевич. Выставка стилизована под старинный салон – рояль в центре и яркие драпировки на стенах перекликаются с дипломной работой художника «Музыкальный салон».

Андрей Фурман окончил полный курс живописного отделения Саратовского художественного училища в 1989 году. Свое призвание он понял еще в 14 лет, когда решил покинуть родной Новосибирск и отправиться в Харьков. Подросток ушел из дома и поступил учеником к одному из художников, параллельно он подрабатывал слесарем-ремонтником в автоколонне.

В Саратов Андрей приехал в 1983 году, чтобы обучаться у мастеров высшего уровня, какие преподавали в то время в нашем городе. Руководителем его дипломной работы был А.Ф. Саликов.

Художник выпустился из училища в не самое благоприятное для творческой личности время. В перестройку жизнь талантливых людей была особенно сложной. Ольга Юрьевна Фурман вспоминает эти годы так: «Мы и в подвалах пожили, и полы помыли, и вагоны поразгружали. Пробивались сами, потому что родных в этом городе ни у меня, ни у Андрея не было. Непросто было…».

Несмотря на житейские невзгоды, многие художники и коллеги Фурмана помнят его как очень энергичного человека. За это в художественной среде Саратова ему даже дали прозвище Пурга. Художник Павел Маскаев вспоминает об Андрее Анатольевиче, как о человеке, с которым никогда не было скучно и у которого, казалось, не существует никаких проблем и забот. Андрей Фурман был очень общительным, мог часами рассказывать невероятные истории про художников. Кроме того, он обладал феноменальной памятью, часами читал наизусть стихи Блока.

Павел Маскаев с улыбкой рассказывает о том, что художнику было не чуждо франтовство. Однажды он почти все деньги потратил на кожаные плащ, брюки, шляпу и дорогие модные ботинки «казаки».

Жизнь свела этих двух художников в перестроечную эпоху в 1993 году, во время подготовки выставки «Белая роза». Андрей Фурман пришел к Павлу Маскаеву и его коллеге Владимиру Мошникову с просьбой принять участие в выставке молодых художников. Павел Александрович сразу отметил необычные, самобытные картины Фурмана. Это были кубистические работы в духе поиска. Павел Александрович вспоминает: «Кубистический период в его творчестве – более острый, и больше в этой манере в то время никто из саратовских художников не работал». Нельзя однозначно определить и влияние каких-либо других художников на его творчество. Особенно – его тягу к темным тонам.

К концу 90-х годов творчество Фурмана становится более реалистическим и художник начинает по-другому обращаться со светом. Пейзаж «Осень в Тиньзине» 1998 года примечателен тем, что при слабом освещении он становится темным пятном и его невозможно разглядеть ни вблизи, ни издали. Но, как объяснил Сергей Николаевич Рубцов, если добавить немного освещения, картину изнутри начнет подсвечивать бирюзовое небо на заднем плане и можно будет четко увидеть все, что на ней изображено.

На картине 2000 года «Последний луч» изображен теплый летний вечер. Интересна игра красок на этой работе: световое пятно в центре, выделяющее луговые травы, деревья и дома на заднем плане. Но по краям идет затемнение. Темное также и небо, что создает так называемый эффект «сумерек». По словам С.Н. Рубцова, картина стала своеобразным дебютом и дала художнику выход на большие выставки.

Картины Андрея Фурмана пропитаны какой-то печалью. Даже если на них изображены люди, проскальзывает ощущение одиночества. Работы полны сосредоточенности и сдержанности, которая входит в диссонанс с рассказами о чрезмерной энергичности и словоохотливости художника. Как говорит Ольга Юрьевна Фурман, ее муж был философом, старался не выносить своих переживаний на люди. И бурная темпераментность была только десятой частью айсберга.

Андрей Фурман очень серьезно подходил к работе над картинами. Большинство из них писались по несколько лет. Художник кропотливо трудился над каждой из них, некоторые даже не раз переписывал. На выставке представлены также матрешки – лаковые миниатюры, изготовленные и расписанные художником. Они полностью покрыты тонкими узорами.

Ольга Юрьевна вспоминает и случай, когда картина была написана буквально за двадцать минут. Жаркое лето они всей семьей проводили на даче на волжском берегу, на границе с Волгоградом, в Банновке. И пока жена и дочь купались, художник успел написать волжский вид.

Андрей Фурман очень любил Волгу – он увлекался яхтой. Когда работал преподавателем в художественном училище, брал с собой студентов на практику. В то время, когда остальные ученики писали пейзажи на жарких саратовских улицах, подопечные Фурмана работали на Зеленом острове, купались и отдыхали.

Ольга Юрьевна Фурман говорит о картинах своего мужа: «Мне наиболее близки три работы Андрея – это диптих «Ангелы», где он изобразил меня и дочь (но это скорее внутреннее содержание, чем внешние образы), и «Пьеро. Автопортрет.», где угадываются его черты».

«Пьеро» 1997 года – особенная картина в кубистическом стиле. Сидящий усталый комедиант со склоненной набок головой, написанный в коричнево-бежевых тонах. Ольга Юрьевна говорит, что эта работа наиболее отражает внутренний мир художника.

В последние годы жизни темные тона на картинах Фурмана сгущались. Тревоги, которые художник не выносил на люди, чтобы не угнетать ими друзей, не давать любимой жене поводов для волнения, сжигали его изнутри. В день смерти он собирался на яхту. Врачи сказали потом, что при инсульте у физически крепкого человека нет шансов на спасение.

Ольга Юрьевна Фурман пытается сохранить память о своем муже. Она готовит издание каталога с работами художника. Также в конце этого года должна выйти книга об Андрее Фурмане, где Ольга Юрьевна напишет о пережитом вместе с мужем, о личности живописца и его творчестве. Планируется также еще несколько выставок в Саратове, инициатором которых выступает не только вдова, но и знакомые, однокашники и друзья художника.

Ольга Фурман говорит: «Я очень рада инициативе людей, которые знают и ценят Андрея, потому что пока художник выставляется, пока его помнят – он жив…».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19082010020042&oldnumber=541