"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (542) от 26.08.2010

Старое- Новое

Непыльное дело утильное

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Авто у меня нет. Ни старого, ни нового – никакого. Нет по той простой причине, что новая шкода румстер мне не по карману, прибегать к заемным деньгам не хочется, а против видавших виды «ладушек» «на первое время» восстает мое чувство прекрасного. Во всем этом определенно есть плюс: мне не приходится даже задумываться над тем, участвовать или нет в эксперименте, втянутой в который оказалась вся наша большая автомобильная страна.

То, что для нас только эксперимент, для других стран давно уже данность, причем, поставленная на широкую ногу, и сам этот факт применительно к отечественным реалиям не может не настораживать. Тем не менее, начинать с чего-то надо. В России было решено начать с многомиллиардных вливаний в благое дело по уборке «мусора» с автомобильных дорог, с одной стороны, и придания второго дыхания всему отечественному автопрому, с другой. Первоначально планировалось, что эта благотворительная акция, начатая в Международный женский день, завершится 1 ноября с исчерпанием выделенного денежного лимита. Но не тут-то было. Эксперимент – а именно такая формулировка значится в соответствующем постановлении Правительства РФ – было решено продлить до конца года, о чем и стало известно буквально на днях. На эти цели федеральные чиновники не поскупились выделить дополнительные десять миллиардов. Но … значит ли это, что программа действительно работает, а то, что начиналось экспериментальным путем, грозит превратиться в опытный? Так или иначе, но, заложенная в российский менталитет привычка измерять результативность инновационных внедрений исключительно объемом вложенных в них сверху инвестиций, уже не раз оборачивалась для непосредственных участников оных внедрений даже не боком, а широко цитируемой, но не совсем печатной частью тела.

Исследовать заданную тему в масштабах родного Саратова плодотворнее всего начать с Интернета. Еще точнее – с его форумов. Начитаться на них можно всякого. Однако сравнительный анализ показывает, что хвалебные отзывы об утилизации настолько редки, что подозрительно смахивают на скрытую рекламу. Да и как можно всерьез вообразить, что для полного счастья тысячам горожан только и не хватало, что округленного капитальца в пятьдесят тысяч в качестве довложения на новенькое авто? Ведь для абсолютного большинства предлагаемых автодилерами моделей – тех, которые не значатся в черном списке искусственно созданного спроса, а потому доступны без проволочек – это лишь шестая или седьмая часть их стоимости.

Есть и другое объяснение прочитанному: счастливчики, выгодно избавившиеся от прорезиненного железного лома, на форумы просто не заходят. Несовершенства программы без устали пережевывают все остальные – те, кто месяцами стоит на очереди в дилерских центрах, безрезультатно дожидаясь нужную марку или подходящий цвет.

Впрочем, это – специфические проблемы неподсуетившихся автосалонов. Непосредственно к стадии уничтожения и переработки отжившего свой век автохлама они никакого отношения не имеют. Пункты утилизации особых сложностей в работе с клиентами не испытывают: схема в этой части действия программы настолько отлажена, что представить в ней какие-либо коррективы теперь уже сложно. Ну разве что чисто технического свойства…

Пунктов приема автомобильного лома на всю область действует около девяти. Раньше было больше – порядка тринадцати, но в августе одно из самых крупных предприятий на этом рынке, ООО «Макси-Скрап Саратов», неожиданно вышло из игры. Помимо областного центра, их услугами охвачены Энгельс и Балаково. Казалось бы, негусто. Сколько километров по трассе придется отмотать до ближайшего пункта на видавших виды «копейке» или «Оке» из тех же Озинок или Новоузенска.

Но … все познается в сравнении. В Волгограде, например, подобных станций нет вообще, хотя город, как и вся страна в целом, в эксперименте участвует. Вожделенного сертификата ради волгоградцы не ленятся допутешествовать до Саратова, где и сдают свое средство передвижения в утиль. Благо территориальная принадлежность не налагает ограничений на действие программы. Главное, чтобы сдаваемое на базу авто пребывало в полной комплектации – ну или в состоянии, близком к нему.

А вообще, как заверили нас в пресс-службе регионального министерства промышленности и энергетики, все вопросы разрешимы… Наверное, так оно и есть, ведь за полгода действия эксперимента на станциях утилизации области свое существование прекратили свыше 3300 машин. Другое дело, что невооруженным глазом уменьшение количества автохлама на трассах не очень-то и заметно. Видимо, покупная способность многих автолюбителей пока все-таки оставляет желать лучшего.

Но и в деле утилизации тоже есть свои подводные камни. Вроде бы, какой спрос с пунктов сбора и переработки лома черных и цветных металлов, если они в этой сфере новички? Вместе с тем, провинциальным утилизаторам уже сейчас есть на кого равняться. Конечно, пунктов с оснащением, более или менее соответствующим западным образцам, по стране немного, и сосредоточены они в крупных промышленных центрах – но все-таки они есть. На таких станциях автомобильный раритет уничтожается по всем правилам – с помощью погрузчиков, эвакуаторов, шредерных установок и прочих технических приспособлений. Одним словом, процесс максимально автоматизирован.

В Саратове такое не увидишь. В областном минпромэнерго «Богатею» пояснили, что главным и обязательным критерием отбора предприятий для участия в программе было наличие в их распоряжении такого нехитрого приспособления, как пресс. Вот, собственно, и вся автоматика.

К сожалению, понаблюдать за агрегатом в действии журналисту «Богатея» не удалось. На одном из пунктов дали понять, что посторонних на площадку не пустят – не ровен час, техника скомкает вместо куска железа. На другой станции не стали скрывать, что смотреть у них не на что: авто привозят редко, за все время удалось разобрать лишь девяносто машин. Из-за низких объемов принятый автомусор может преспокойно простоять на площадке хоть неделю в ожидании, пока на него найдутся руки. Такое положение дел представитель ООО «Сплав» Елена Ермакова объяснила выгодным месторасположением конкурирующей организации, энгельсская площадка которой тесно соседствует с дилерским салоном «АвтоВаза». Сама же фирма способна на большее – размеры базы позволяют утилизировать до пяти-шести машин за день.

От дряхлых «Запорожцев», «тазиков» и прочей рухляди избавляются по старинке и даже без помощи пресса. Как рассказала Елена Юрьевна, кузов и прочие идущие на лом металлические части режутся, а на конечной стадии загружаются прямо на судно, где и трамбуются. Но это – завершающий этап процедуры. Даже самая древняя рухлядь, при рачительном подходе, способна принести какой-никакой доход. Хотя, по мнению Елены Юрьевны, прибыль минимальна: в черном ломе – тысячи на три, в цветном, который требуется еще «наковырять» – примерно на две. Плюс те три тысячи, который автовладелец выплачивает из собственного кармана за утилизацию своей машины. Со стороны кажется, что все не так уж плохо. Кроме того, не исключено, что во ВЭТС (вышедшем из эксплуатации транспортном средстве) найдется еще что-нибудь, стоящее денег. Этим что-нибудь могут стать шины, аккумуляторы, бамперы, стекла и прочие «части тела» в сносном состоянии и не подлежащие уничтожению на предприятиях по работе с металлоломом. Однако, как объяснила Ермакова, если факт присвоения этой ценности нечаянно вскроется, директору фирмы-утилизатора светит уголовная ответственность. Вот только контролировать надлежащее исполнение буквы закона никто не спешит – проверяющих на площадке пока не видели. Но … чтобы проследить за каждым превращением колымаги в груду железа, надзорным органам придется еще очень хорошо постараться. Да и нужно ли это кому?

Зная редкостную изобретательность соотечественников, уместнее задаться другим вопросом: защищена ли апробируемая схема от вторжения криминальных интересов? К примеру, даже не утруждая фантазию, можно представить, как на какой-нибудь станции оказывается угнанное авто с перебитыми номерами… «Изначально мы сами этого боялись», – призналась Елена Юрьевна. Но тесное взаимодействие с ГИБДД принесло руководству организации некоторое успокоение. Вдобавок, во избежание нежелательных инцидентов, работники пункта придирчиво сверяют каждую пригнанную к ним машину с документами.

Остается надеяться, что, если программа продлится не до конца года, как это обещано теперь, а заглянет чуть дальше, граждане инициативу властей распробуют, подсобирают средств и потянутся на утилизаторы со своими видавшими виды легковушками. Пока эксперимент устраивает всех: и слегка реанимированный «АвтоВаз», и пункты утилизации, получившие дополнительный и не самый скудный источник прибыли. Кроме разве что самих автовладельцев, понимающих, что несовершенства закона делают их самыми уязвимыми участниками обменного процесса. Впрочем, как и любой эксперимент, этот тоже обязан вобрать в себя разного рода опыт.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26082010020443&oldnumber=542