"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (546) от 23.09.2010

Общественная Жизнь

От социальной мифологии – к социальной режиссуре

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«Каким образом отыскать путь политика? А ведь нужно его отыскать и, отделив его от других путей,

отметить знаком единого вида»

(Платон. Политик)

Когнитолог Сергей Палагин – имя не чуждое нашей газете. Его научной деятельности мы касались не один раз. На наших страницах было опубликовано обширное интервью с этим незаурядным, на наш взгляд, ученым, в котором он раскрыл тонкости редкого занятия – наукой о мышлении. 21 сентября состоялось очередное выступление Сергея Викторовича с докладом на рабочей комиссии Гражданской общественной палаты (ГОПе) Саратовской области. В докладе Сергей Палагин продлил свои идеи в область актуальной сегодня, как никогда, проблемы политической деятельности.

Доклад Палагина назывался: «Оптимальный алгоритм политической активности». Его основное содержание было посвящено социальной роли политика, которую тот должен исполнить с максимальной эффективностью. Доклад и нужен был бы для политиков, которые хотели бы быть эффективными в том понимании социальной роли, которую им и ей приписал докладчик.

Она же, роль, описана была так: «Политик – эта социальная роль, в рамках которой человек активно, сознательно и системно занимается государственной организацией и/или реорганизацией (разработкой и принятием законов) в соответствии с имеющимися в его распоряжении культурными и научными достижениями». А согласно банальному определению, политик – это человек, занимающийся политикой.

Определений же самой политики насчитывается около десятка. Начиная от «политика – это искусство возможного» до «политика – это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти». Различие определений политики, данных докладчиком, и общеизвестных – довольно очевидно. Палагинское определение, обойдясь без понятия власть, исключает из сферы политики значительный слой людей, которые не занимаются разработкой и принятием законов в силу хотя бы того, что лишены по тем или иным причинам представительства во власти, а лишь только стремятся войти во власть (скажем, Явлинский или Немцов по этому определению – не политики). С другой стороны, к политикам по данному определению следует причислить чиновников или юристов Саратовской академии права, которые по заказу депутатов подготавливают законодательные акты.

Но, что было явлено участникам обсуждения, то – было явлено. И в рамках этого явленного и была построена вся цепочка научных построений (алгоритм), описывающих мыслительный процесс деятельности политика (в идеале, естественно). Согласно представлений докладчика и в соответствии с разработанной им методикой, Политик (с большой буквы) «в своей социальной роли … вырабатывает алгоритм оптимальной профессиональной активности, которому и следует с этого момента (в сотрудничестве с учеными) с научных позиций. Сделав это, он превращается в Социорежиссера». Замечательно! А что делает социорежиссер? Правильно, он создает свою ноосферную политическую партию. А ноосферная политическая партия, придя к власти, добивается того, что утверждает, как вы думаете, что? Те, кто обучался в советское время в высшем или среднем учебном заведении, читая эти строки, думаю, переживают сладостное предчувствие: неужели «единственно верное учение»? И попадают в точку. Единственно верная партия утверждает «научную идеологию в статусе государственной и с ее позиций начинает реорганизацию гражданского общества и государства как единого целого».

Пожалуй, на этом стоит остановиться, передохнуть и оглянуться на весь пройденный человечеством путь. Вспомнить и идеальную организацию государства по Платону, и «Солнечный город» Кампанеллы, не миновать масонов, а также незабвенный «марксизм-ленинизм» и «коммунизм – светлое будущее всего человечества», прикоснуться к версиям и теориям конспирологии и соционики и не забыть наиновейших «Анастасийцев». А также обратить внимание на роль личности в истории. После чего, возможно, и понять, что замах на новый инструмент общечеловеческого счастья через идеальную организацию мышления избранных индивидов и идеальную организацию жизни многомиллиардного человечества – это не что иное, как синтез социальных мифов, появлявшихся в истории человечества с незапамятных времен. Но в мифе, как и в шутке, есть только доля мифа.

И фундаментальная мифология вовсе не перечеркивает технологической ценности разработок Сергея Палагина. Они великолепны как учебный предмет и теоретическая база для интеллектуальных тренингов. А может, и еще для многого, что мы пока не предвидим. Но разговор об этом должен состояться именно в этом ключе и быть более обстоятельным и предметным. С тем, чтобы создать хотя бы основы учебного инструментария, пригодного для формирования учебным путем навыков «научно организованного мышления». Для желающих, конечно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23092010101527&oldnumber=546