"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (546) от 23.09.2010

Будьте Здоровы

Светлое будущее детского здоровья

Татьяна РАЙС

16 сентября в пресс-центре информационного агентства СарИнформ прошел круглый стол, посвященный проблемам здравоохранения школьников нашей области. Поговорить о прошлом, настоящем и будущем здоровья детей собрались видные представители образования и здравоохранения. Вывод из состоявшейся беседы можно сделать один – процесс улучшения пошел, но результаты мы увидим еще не скоро.

На данный момент статистика рассказывает нам о состоянии здоровья саратовских школьников совсем неутешительные вещи. «Каждый год прирост общей заболеваемости в школах составляет от 5 до 7 %. Показатель общей заболеваемости – 2664 промилле; это значит, что каждый ребенок хотя бы 2 раза в год заболел тем или иным заболеванием.

Болезни, которые связаны с процессом обучения, по-прежнему актуальны. На первом месте стоят проблемы со зрением, на втором – болезни органов пищеварения, на третьем – болезни опорно-двигательного аппарата, на четвертом – органов дыхания и на пятом месте болезни нервной и эндокринной систем.

Если саратовских школьников делить по группам здоровья, то 18 % – это абсолютно здоровые дети, 54 % – дети с различными функциональными нарушениями, 26 % имеют хронические заболевания, 1,5 % – инвалиды. Показатель распространенности патологий, например, по заболеваниям глаз в 2 раза превышает исходное. То есть если в первом классе из 1000 детей у 68 наблюдаются проблемы со зрением, то в выпускных классах это уже 121 школьник из 1000. То же по опорно-двигательному аппарату – 65 первоклассников из 1000, а в выпускном классе показатель уже 164, то есть рост почти в 2,5 раза. По эндокринной системе – в 4 раза», – рассказывает представитель министерства здравоохранения Светлана Петрова. «На нашей кафедре были проведены исследования психологического состояния школьников – и вот цифры: 80 % детей испытывают различные страхи, 63% – ситуации стресса, 45 % – функциональную перегрузку и у 25 % наблюдается перенапряжение, переходящее в депрессию», – продолжает вслед за Светланой Валерьевной главный детский эндокринолог Саратова Нина Болотова.

Цифры определенно не радужные. Тут уж волей-неволей вспомнишь земляка Чернышевского с его сакраментальным вопросом. Ответов на этот вопрос участники круглого стола дали много: повсеместно вводить сбалансированное питание в школах, расширить штат медицинских работников, добавить в школьное образование курс по здоровому образу жизни, построить соответствующие стандартам спортивные залы и физкультурно-оздоровительные комплексы. Ну а с чем-то просто придется смириться.

«Компьютеризация все серьезно поменяла. Если раньше при профосмотре в возрасте семи лет близоруких детей практически не было, то сейчас выявляется большой процент детей с приобретенной близорукостью. Как быть? Никак. Мы скоро будем, как в Японии, – все в очках, вот и все. Даже сейчас мы, специалисты, уже стали потихоньку приближаться к мнению, что зрение-2 – это норма», – говорит главный детский офтальмолог Минздрава Саратовской области Наталия Захарова.

И все же практически все участники беседы единогласно сходятся на том, что процесс стагнации в сфере детского здравоохранения успешно преодолен. В качестве примера приводят энгельсские школы, где открываются специализированные медицинские кабинеты и улучшен режим питания. В общем-то не так уж далеко ехать, чтобы перенять успешный опыт. Говорят о стартовавшей в этом году программе «Школьное молоко», в результате которой теперь 24700 школьников области ежедневно получают стакан молока, которое, как известно, очень полезно детям. Специально для реализации этой программы на Энгельсском молочном комбинате открыли новый конвейер. Это хорошее начало, утверждают специалисты, и есть куда развиваться. Однако практических результатов ждать еще очень и очень рано, с этим единогласно соглашаются все. «Мы стоим за то, чтобы в большей степени было не просто молоко, а именно обогащенный напиток, потому что молоко могут пить не все дети. У некоторых есть аллергические противопоказания, – говорит Нина Болотова. – Кроме того, разработаны специальные учебные программы, в которых преподаются основы здоровья, питания, полового воспитания и так далее. Программы самые разные, начиная с учебно-игровых для дошкольников и заканчивая лекциями для учащихся старших классов. Преподавать здоровый образ жизни необходимо».

И идеи, и решения существуют, но пока лишь в бумажно-электронной форме. «Некому сейчас на практике заниматься со школьниками, потому что все мы сейчас очень заняты бумаготворчеством», – сокрушается профессор Елисеев. Однако, хотя разработки существуют и представлены в соответствующие инстанции, осуществлять их пока никто не рвется. Да и резонный вопрос возникает: за счет каких школьных предметов в учебную программу будет введен новый курс здорового образа жизни? О том, что современные школьники перегружены учебой, разговоры идут не первый год, и любому ребенку вряд ли захочется носить в рюкзаке еще один учебник сверх того, что ему уже приходится носить. Тяжел груз знаний, и это не только оборот речи, но и факт, измеряемый в килограммах. Кто-то может себе позволить купить для своего ребенка второй комплект учебников, а кто-то нет.

Вопросы физического воспитания тоже требуют внимания. «Мы совместно с министерством образования в этом году вносим изменения в школьную программу, – делится планами начальник отдела физкультурно-массовой и спортивной работы министерства по развитию спорта Саратовской области Александр Абросимов. – Обсуждаются вопросы создания спортивных секций на базе общеобразовательных школ и университетов. Предлагается вводить определенные ставки для тренеров за счет областного бюджета и оплачивать занятия по конкретным видам спорта. А также учесть в бюджете затраты на необходимый школьный инвентарь. Но сейчас ни одно министерство в полном объеме не финансируется, поэтому пока все инициативы планируются на 2011–2012 годы». Во многих школах города нет стационарных спортивных залов, которые соответствуют стандартам. Планируется реконструировать существующие и построить новые, возвести несколько физкультурно-оздоровительных комплексов. Но проблемы в этом вопросе такие же, как и везде. Первый – финансирование, а второй – квалифицированный персонал. Какой уважающий себя тренер согласится пойти работать в школу на государственную зарплату? Особенно сейчас, когда в городе просто-таки на каждом шагу открываются различные фитнес-клубы и коммерческие оздоровительные центры. Уровень зарплат в этих организациях на порядок выше. Вот и уходят молодые и талантливые кадры за длинным рублем, а в школах остаются или преподаватели предпенсионного возраста, или законченные энтузиасты. Честь и хвала и тем, и другим, но факт остается фактом. Представители министерства здравоохранения озабочены тем же самым вопросом, а именно – нехваткой медицинского персонала в общеобразовательных учреждениях области. И дело не только в том, что специалисты-медики уходят в коммерческие структуры. Просто не хватает обученных кадров.

По словам Юрия Елисеева, современное образование не уделяет должного внимания воспитанию медицинских работников, ориентированных именно на профилактическую медицину, которая и востребована в школах. Но и тут все же можно найти некоторые подвижки. В саратовских школах на данный момент зарегистрировано уже 220 полностью лицензированных медицинских кабинетов. Конечно, это капля в море по сравнению с тем, что на самом деле необходимо, но, по утверждениям специалистов, «процесс идет» – медленно, но верно.

Так что, по единогласному мнению всех участников круглого стола, светлое будущее здоровья наших детей не за горами. Надо только немного подождать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23092010101636&oldnumber=546