"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (546) от 23.09.2010

Худсовет

Что хочет женщина

Светлана ТЕНЕТКО

Премьерой спектакля «Женские сказки» открыл новый сезон народный театр драмы «Свободный театр», площадка которого находится в ДК «Россия» на 3-й Дачной. Спектакли «Свободного театра» необычны своей подачей. О нескольких из них («Пикник» ФернандоАррабаля и «Тарковский» Айрата Бик-Булатова наша газета уже писала (см. № 30 (500) от 10.09.2009 г. и № 38 (508)

от 12.11.2009 г.)

Дабы зритель не обманулся названием – «Женские сказки», перед спектаклем были розданы не совсем обычные программки, в которых, собственно, и изложена концепция видения режиссером Ией Воробьевой Женщины и того, чего хочет и к чему стремится это, порой непонятное даже самой себе создание.

«Женские сказки» – спектакль-ассоциация. Ассоциация на женщин, на них, таких разных, но стремящихся к одной, единственной цели – любви, любви в ее высшем, Божественном понимании.

Перед нами проходят разные женщины, ищущие эту любовь, требующие ее порой весьма жестко, женщины, переступающие через любовь, разрушающие и убивающие ее, женщины, жертвующие ради любви. Извечная тема взаимоотношений мужчины и женщины – двух созданий с разных планет – любви, ненависти, страсти, нежности.

«Женские сказки» кого-то вполне могут шокировать своей откровенностью и абсолютной обнаженностью выражения чувств. Отсутствие текста и костюмов, хоть как-то отличающих персонажей друг от друга, не мешает зрителям, не отвлекает их от погружения в ассоциативный мир, который у каждого свой в зависимости от личного опыта. Даже в программке персонажи обозначены весьма условно: первая, вторая, третья женщины и мужчины. Лишь два героя этой пьесы – Бог и Дитя – весьма узнаваемы.

Зрителю преподносятся все ипостаси любви в понимании женщины, которые актеры выражают посредством тела. Тело не может врать, и любая часть его может выразить любую эмоцию: отвратительные гримасы ненависти и ужаса, нежности и жертвенности – того, что в обычных пьесах несколько нивелируется именно текстом. В «Женских сказках» эмоции не просто захлестывает, их сила зашкаливает, актеры играют на «разрыв аорты», и зритель невольно оказывается в эпицентре сверхмощного взрыва, имя которому – Любовь.

Очень важно, что живя на сцене эмоциями своих героев, порой весьма неприглядными, актеры не стараются быть одновременно красивыми или слегка приукрасить своего персонажа. Перед зрителем проходит жизнь, как она есть; если хотите, – это можно назвать зеркалом, в котором каждый может увидеть свое отражение. Нравится ему оно или нет. А над этой жизнью, управляя и внося свои коррективы, – Бог, Судьба, Вселенная (это кому что нравится) и Душа или Дитя (по замыслу режиссера – девочка, ведь речь все же идет о женщинах), которому нужно на чем-то учиться, и лучше – на чужих ошибках. Может быть, придя в мир, эта девочка уже не совершит ошибок, которые мы видели. И обладая любовью, будет просто жить ею, а не требовать, искать или ждать ее.

По словам Ии Воробьевой, спектакль создавался на этюдах на определенные темы, которые развивали уже сами артисты. Скажем прямо, им удалось великолепно показать некоторые стереотипы женских личностей – весьма узнаваемых и сыгранных на контрасте. Хотя в спектакле нет определенной сюжетной линии, и зритель может интерпретировать каждую сцену на свое усмотрение, тем не менее, в «Женских сказках» рассказаны несколько историй любви: «Непорочное зачатье», «Медея», «Мастер и Маргарита». А вот сможет ли их разглядеть зритель? Вполне, ведь «Женские сказки» не позволяют расслабиться, а наоборот, заставляют работать, как ни странно, порой даже против нашей воли. Имеющий глаза – увидит, а имеющий сердце – поймет.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23092010102855&oldnumber=546