"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (547) от 30.09.2010

Праздник

Есть такой праздник – Таусень

Георгий ДАНИЛОВ (Былята)

С древнейших времен наши предки славяно-руссы праздновали целую череду праздников, посвященных сбору урожая. Начинались они с первой жатвы озимых и продолжались до полного сбора всего урожая. Таусень, Родогощь, Спорожки, день Рода и Рожаниц – волшебные по звучанию и священные по сути, эти слова есть названия древнерусских праздников, дошедших до нас.

И если они не знакомы вам, то ваши дедушки и бабушки наверняка помнят рассказы своих дедов о том, как с помощью серпа, вручную, собирали урожай. Уставшие жницы после окончания всей жатвы перекатывались на поле с боку на бок и просили: «Нивка, нивка, отдай мою силку!» Оставляли в поле заплетенные в косичку колосья Велесу на бородку. Без таких обрядов и заговоров не проходило ни одно сельскохозяйственное действо.

Вы можете сказать: «Ну, это было тогда, а сейчас в городе зачем это нам?» Давайте вспомним: не так давно все поля были засеяны и обрабатывались, жатву называли «битва за урожай». Работали ночью. Бензина было не достать, и частники зря не пылили по дорогам. Стада коров, отары овец и прочей скотины и птицы паслись на выгонах. Это забывается: старики умирают, а молодежь уезжает из деревни в город. Проводимая политика власти в отношении сельского хозяйства еще более ухудшает положение. Города растут и, как больной организм, пухнут, а деревня обезлюдела и вымирает.

Мы пытаемся изменить взгляд молодежи на сельскую жизнь, показать, где наши корни. Если вспомнить историю с древнейших времен, увидим сельского жителя, кормильца, но постоянно обираемого. Печально, что в России, где столько плодородной земли, жизнь сельского жителя превратилась в жизнь нищего. Чему здесь можно позавидовать? Разве что свободе зажиточных сельских жителей, ведущих натуральное хозяйство и обеспечивающих себя всем необходимым. И вот уже один из нашего содружества «Колослава» перебрался в поселок около Аткарска. Завел пасеку, разводит кроликов и строит дом, обустраивает капище (святилище русских богов) на берегу Медведицы.

Дата проведения праздника – 26 сентября – приурочена ко дню осеннего равноденствия в срок, когда день стал убывать. На время проведения праздника и мы вырываемся из душащих объятий города и уходим в лесопарк «Кумысная поляна». Погода, как по заказу: солнечная, теплая. Шуршат упавшие листья под ногами. Нелегкий подъем в гору длится пятнадцать минут, и мы приходим на капище. Десять лет на этом месте проводятся обряды и праздники. Чем примечательно это место? Как многие капища, оно скрыто в лесу, в удалении от толп людей, и представляет собой растущий на пригорке живой дуб, обложенный камнем. Роскошь и позолота несвойственны обычным природным святилищам, но милы сердцу и по душе. И лес, и берег реки, и поле – они также наше святилище, здесь мы чувствуем свое родство с Родными богами и предками.

Подготовка к празднику началась с уборки мусора за туристами и заготовкой дров на костры: отдельно пищевой и обрядовый. Берем в руки топоры и очищаем лес от упавших деревьев. Из нарубленных поленьев на капище складываем краду (костер в виде колодца), набиваем внутри мелкими ветками. Под дуб на место требника выкладываются дары богам и плоды урожая: сноп пшеницы, круглые хлеба (караваи), мука, кисель, квас, блины, творог, молоко. Неуместны чужеродные, изысканные кушанья и приношения. Все должно быть просто, как у наших предков.

Убираем телефоны, внутренне настраиваемся на светлое, одеваем одежды праздничные, обережными вышивками украшенные. Но вот все готово к началу праздничного обряда. Жрец, ведущий обряд, ударами бубна собирает всех для слова о празднике наступившем. После того все поддерживающие славянскую традицию проходят посолонь (по ходу движения солнца) между двух очистительных костров с поклоном на капище. Чтобы начать праздник, надо зажечь костер обрядовый. Жрец с потворником (помощником) ударом кресала об огниво высекает искры и зажигают факелы. От них крада загорается, жрец речет колославу Огню Сварожичу на возгорание. Стоящие в коло (кругу) родноверы берутся за руки - и пошел, побежал хоровод в сторону солнца со словами: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Взметнулось пламя, зажженное от искры Перуновой, жарко горят дубовые поленья. Пришло время чествовать Родных богов. Общая треба (жертва) – каравай – проносит потворница жреца посолонь, останавливаясь у каждого. Возлагая руки на общую требу, каждый желает блага сородичам, родственникам и себе. Затем каравай кладется в костер, и мы ждем, когда он сгорит.

Настал черед и личных треб от всех желающих. Все требы приняли боги, и стало от этого легко на душе. Настал момент славить Родных богов, и мы наполняем братину (большая деревянная чаша) квасом пенным. Рекший колославу богам льет в костер и отпивает сам, рекший славу предкам льет квас на землю. Проносят угощения по кругу, все едят и кормят тем же костер, считается, что как мы едим и пьем с Родными богами, которые для нас РОДичи.

Костер на капище горит жарко и очищает он нательные обереги и оружие, а все горести и напасти сгорают без следа. На этом обрядовая часть праздника завершена. Но остался этот праздник в сердце, и упрочилась наша связь с нашими предками, с коими вместе мы и есть РОД.

Уважение к Родной Земле, Родной Вере, труженику, взрастившему урожай, не должно стать устаревшим понятием, и те, кто проводят свою жизнь в погоне за легкой работой да удовольствиями, все более удаляются от своих предков, уподобляясь дереву без корней.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30092010103836&oldnumber=547