"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (547) от 30.09.2010

Соц Опрос

ЕГЭ – за или против?

Исследовательская компания «Ромир Саратов»

Начало учебного года – лучший повод еще раз задуматься о совершенстве

и конкурентоспобосности системы образования в нашей стране.

В течение последних 10 лет в этой сфере проводилось большое количество экспериментов, результаты которых неоднократно подвергались критике как со стороны экспертов, так и со стороны простых граждан. Одно из таких нововведений – сдача Единого государственного экзамена, пришедшего на смену устным и письменным экзаменам по всем учебным дисциплинам.

В августе 2010 года компания «Ромир Саратов», входящая в исследовательский холдинг «Ромир», провела инициативное исследование, в ходе которого выяснила, как саратовцы относятся к единому государственному экзамену.

Сбор данных проходил методом телефонного опроса, в котором приняли участие 600 жителей Саратова в возрасте 18 лет и старше. Выборка отражает половозрастную структуру населения города Саратова.

В ходе опроса саратовцам задали вопрос:

Как Вы относитесь к Единому государственному экзамену?

Ответы на него распределились следующим образом:

Отрицательно – 46 %.

Нейтрально – 21 %.

Не знаю, что это такое – 17 %.

Положительно – 16 %.

Чуть менее 70 % опрошенных к ЕГЭ относятся либо отрицательно, либо нейтрально, при этом в структуре ответов респондентов преобладают именно негативные характеристики. Положительно форму Единого государственного экзамена оценили 16% жителей города. 17 % саратовцев, несмотря на десятилетний период внедрения ЕГЭ в нашей стране, вовсе не знают о существовании такой системы аттестации учащихся. Данную группу преимущественно составляют жители пенсионного возраста.

Как выяснилось, противников у ЕГЭ в нашем городе больше, чем сторонников. Для того, чтобы определить причину расхождения во мнениях, респондентам было задано два вопроса:

1. В чем Вы видите минусы Единого государственного экзамена?

2. В чем Вы видите плюсы Единого государственного экзамена?

Ответы на вопрос «В чем Вы видите минусы ЕГЭ?» распределились следующим образом:

Результаты ЕГЭ необъективны – 23 %.

ЕГЭ не дает оценку понимания предмета – 16 %.

У ЕГЭ нет минусов – 12 %.

ЕГЭ некорректно проводить по гуманитарным дисциплинам – 12 %.

ЕГЭ – это большой стресс для детей – 10 %.

ЕГЭ можно «купить» – 9 %.

Можно угадать правильный ответ – 9%.

Другое – 9 %.

Основными причинами отрицательного отношения к Единому государственному экзамену саратовцами названы необъективность его результатов и невозможность с помощью данной системы оценить реальные знания учащихся по тому или иному предмету, в особенности – по гуманитарным дисциплинам. Противники ЕГЭ сошлись во мнении, что данная форма не позволяет избежать коррупции, является непривычной для сложившейся десятилетиями российской системы образования, вследствие чего дети подвергаются большему стрессу.

Несмотря на большое количество негативно настроенных в отношении ЕГЭ жителей, основным аргументом саратовцев в пользу такой формы аттестации учащихся является возможность поступить по ее результатам во многие вузы страны без повторного прохождения тестирования по профильным дисциплинам. В лагере сторонников ЕГЭ преобладает мнение о том, что результаты ЕГЭ объективны, а сама форма сдачи экзаменов является наиболее простой для учащихся, так как можно угадать правильный ответ.

Ответы на вопрос «В чем вы видите плюсы ЕГЭ?» распределились следующим образом:

У ЕГЭ нет плюсов – 37 %.

По результатам ЕГЭ можно поступить во многие вузы страны – 28 %.

ЕГЭ дает объективные результаты – 14 %.

Можно угадать правильный ответ – 13 %.

Другое – 8 %.

Мнение жителей города Саратова о достоинствах и недостатках Единого государственного экзамена практически аналогично мнению экспертов образовательного рынка, которые также, как и саратовцы, разделились на два лагеря – сторонников и противников ЕГЭ. Первые оптимистично оценивают итоги десятилетнего эксперимента, оперируя данными о стабильном росте средних набранных учениками баллов. Вторые утверждают, что ЕГЭ не дает адекватной оценки знаний учащихся, а возможность поступить за счет набранных баллов во многие вузы значительно увеличивает коррупционные риски ЕГЭ.

Оснований для вышеперечисленных утверждений из года в год у каждой стороны появляется все больше, поэтому конфликт мнений по поводу ЕГЭ длится и в настоящее время. Возможно, это связано с тем, что форма ЕГЭ пока еще достаточно молода и не до конца вписывается в выстроенную в течение многих десятилетий систему обучения в нашей стране. Поэтому говорить о том, что эксперимент с ЕГЭ не удался, пока рано.

Мнение Генерального директора компании «Ромир Саратов»

к.п.н. Ольги Соколенко:

«Как показывают исследования, отношение населения к ЕГЭ неоднозначное. Мы привыкли к системе, которая существовала в России достаточно длительное время, и с недоверием относимся к нововведениям. Вполне возможно, что через 10–15 лет ЕГЭ будет восприниматься лишь как ступень для зачисления в любой вуз, а не шоковое испытание для абитуриентов и родителей. Экзамен – всегда стресс, вне зависимости от его формы. Надеюсь, и система оценок будет только совершенствоваться, станет еще более объективной, особенно это касается гуманитарных дисциплин».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30092010105128&oldnumber=547