"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (550) от 21.10.2010

Пресс-Клуб

Саратовский «Колизей», или Концерт на развалинах

Светлана ТЕНЕТКО

Основной темой пресс-конференции, конечно же, стало 65-летие академического симфонического оркестра, коллектива, созданного по инициативе Михаила Школьникова. За пультом Саратовского симфонического оркестра стояли великие музыканты, начиная с Ростроповича, Кондрашина, Факторовича, Димитриади. В сопровождении симфонического оркестра Саратов слышал почти всех великих музыкантов России и очень многих представителей зарубежья.

О «живых раках»

И уж коль скоро речь зашла об оркестре, то проблему зала не обошел и худрук филармонии Анатолий Катц. Проблема зала вставала не раз еще в бытность губернаторства Дмитрия Федоровича Аяцкова. По словам Анатолия Иосифовича, уже тогда существовал некий план создания целого квартала (!) от Чапаева до Рахова по Большой Казачьей, где располагался бы и концертный зал, и библиотека, и еще много чего интересного, но увы…

По этому поводу журналистам была рассказана история одного разговора с бывшим губернатором накануне нового года, на традиционной встрече с деятелями культуры, проводимой Аяцковым 30 декабря. На вопрос Катца: так когда же все-таки Саратов получит концертный зал – Дмитрий Федорович, любивший рассказывать различные истории, предложил такую притчу. «Жил когда-то помещик, который очень любил собирать гостей и самое главное – каждый раз удивлял их чем-то новеньким. Вот подходит время очередного званого вечера, а помещик все никак не может придумать, чем же на этот раз поразить присутствующих. Вызывает он старшего дворецкого и велит ему придумать для гостей это самое «нечто». Гости веселятся, вечер подходит к концу, а традиционного «удивления» все нет и нет. И тут распахиваются двери, и входит дворецкий с огромный подносом вареных раков. Гости, понятное дело, в недоумении: ну и что тут удивительного? По мере приближения дворецкого присутствующие вдруг замечают, что красные вареные раки шевелятся… «Удивление» состоялось, все довольные отправились восвояси, а барин приступил с расспросами к дворецкому: как мол, да что. «Да все просто, вашество, – ответствовал слуга, – я вниз, под вареных раков, двух живых положил». Так вот, резюмировал тогдашний губернатор: «Станьте, Анатолий Иосифович, таким вот «живым раком», потому что нашу бюрократическую машину расшевелить трудно…».

Сейчас, даже будучи «живыми раками», пока все попытки сдвинуть с места эту самую бюрократическую систему успехами венчаются слабо. Катц, по собственному признанию, уже стал «большим специалистом» по всяким «жалобным письмам». Достаточно сказать, что в 2009 году филармонии было обещано 100 млн рублей, но потом внезапно случился кризис, и 100 млн, сократились до 40, потом и от оставшихся «откусили» двадцать, вроде как на сельское хозяйство (недавняя история с ТЮЗом ничего не напоминает?). Из оставшихся двадцати до филармонии дошли одиннадцать, куда делись остальные – тайна, покрытая мраком.

На развалинах филармонического «Колизея»

О том, что же делается на сегодняшний день в многострадальном зале, корреспондент «Богатея» узнал, можно сказать, из первых рук, у замдиректора по общим вопросам Дебердеева Дамира Фяридовича, ставшего на время «экскурсоводом» по стройке. Пожалуй, за прошедшие годы со времени пожара журналистам впервые дали доступ в бывший концертный зал. Зрелище, надо сказать, не слишком утешительное.

Проект реконструкции готов с декабря 2008 года, рассказал Дамир Фяридович, но сами работы начались только в августе того года. Поэтому говорить о каком-то освоении средств пока еще рано. Первый конкурс подрядчик ООО НППФ «Строй-Реставрация» выиграл на сумму 11 млн 800 тыс. рублей. На эти деньги в зале филармония должна, по идее, получить полноценный цокольный этаж с перекрытием, причем работы должны закончиться до 31 декабря этого года. Подрядчик, по мнению Дебердеева, достаточно сильный и опытный, реконструировавший много зданий в Саратове, думается, с работой проблем быть не должно, разве что только опять всех смущает вопрос финансов. Конечно, не хотелось бы, чтобы филармония стала еще одним долгостроем, как Саратовский ТЮЗ, но тем не менее, подобная перспектива все же просматривается. Если учесть, что с момента пожара прошло уже четыре года и скоро, можно сказать, филармония сможет отпраздновать своеобразный пятилетний «юбилей» реконструкции, как ни грустно это звучит.

Каким же увидят саратовцы новый реконструированный зал, мы постарались узнать у нашего невольного «экскурсовода». Напомним, что сгоревший филармонический зал постройки пятидесятых годов сегодня вряд ли даже после ремонта смог бы удовлетворить кого-то, начиная от банальной пожарной безопасности и кончая «бытовыми мелочами», которые в современных реалиях уже вовсе таковыми не выглядят.

И если административная часть здания – отдельная тема для разговора, то сам зал слабо соответствовал уже до трагедии современным требованиям, считает Дамир Дебердеев. Филармоническая администрация от директора и худрука до зама по общим вопросам прекрасно понимает, что зритель ныне пошел требовательный и хочет не только слышать качественный звук, но и получить максимум удовольствия от самого процесса со всеми вытекающими прелестями, о чем неоднократно говорили и Светлана Краснощекова, и Анатолий Катц на встречах с журналистами. Поэтому спроектированный новый зал будет отвечать всем этим требованиям. Проектировщики постарались сделать зал универсальным не только для концертов, но для всевозможных действ. Новый концертный зал должен стать на 10 метров длиннее, более того, в зале появится еще и балкон. Сама сценическая коробка будет высотой 17 метров, и декорации смогут «уходить» вверх метров на семь (почти на всю свою высоту), так что у режиссеров будет достаточно простора для самых смелых фантазий.

И все же основная задача – хороший концертный зал с подобающей акустикой. Кстати об акустике. Как рассказал нам Дамир Фяридович, и это учли при разработке проекта: кресла в будущем зале заложены в проект не просто абы какие, а того же производителя, который работал с концертным залом Московской филармонии. Материал стен тоже от москвичей, проверен не на одном зале; к сожалению, в Саратове пока этого негде ни посмотреть, ни пощупать, что называется. Собирали все самое лучшее, и лучшее на третий квартал этого года обойдется в 340 миллионов. Понятное дело, цена может колебаться, инфляция расти, и во сколько в конечном итоге выльется строительство, похоже, точно сказать не возьмется никто. Тем более, если учесть то, какими темпами идет финансирование.

«Изюминки» юбилейного сезона

До сих пор, на протяжении четырех лет, филармония арендует зал в Октябрьском ущелье для репетиций и с этого года платит аренду консерватории за пользование залом во время концерта, а это 20 тысяч в час, деньги, согласитесь, немалые, и это притом, что цены на билеты пока еще в филармонии «божеские». Как в таких условиях работают оркестранты – остается только догадываться. А уж о приглашенных дирижерах и говорить нечего – порой у них просто волосы дыбом встают, когда на площадке в консерватории приходится всю программу «собирать» заново буквально перед концертом. Похоже, наши музыканты и дирижеры могут по праву претендовать на самую экстремальную профессию.

И, тем не менее, концертный сезон оркестр откроет в ближайшее воскресенье четвертым концертом для фортепьяно с оркестром А. Рубинштейна и третьей симфонией Рахманинова, за пультом – главный дирижер оркестра Владимир Вербицкий. В октябре пройдет еще один концерт, соединивший восток и запад в произведениях русских композиторов Чайковского и Римского-Корсакова. На первом ноябрьском концерте саратовцев ждет встреча с Игнатом Солженицыным, в роли солиста и дирижера одновременно. А в декабре, можно сказать, очередной подарок – Шнитке и Брамс с Натальей Гутман и Святославом Морозом.

Как-то в начале прошлого сезона у филармонии была «крамольная» мысль устроить концерт на развалинах зала и пригласить на него чиновников во главе с губернатором, но тут вроде заговорили о выделении неких денег и с подобным экстримом решили повременить. Может, и правда, стоит провести такой концерт, чтобы власть предержащие воочию увидели, в каком состоянии находится культура?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20102010215930&oldnumber=550