"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (552) от 11.11.2010

Вернисаж

Женщины и цветы

Илья СВЕШНИКОВ

2 ноября в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, в рамках цикла «Графический альбом», состоялось открытие выставки «Альфонс Муха. Декоративные панно, афиши, плакаты», приуроченной к 150-летию со дня рождения выдающегося чешского живописца, мастера театральной и рекламной афиши, одного из ярчайших представителей стиля «ар нуво».

Имя Альфонса Мухи мало известно в России. Однако именно оно стало символом живописи конца XIX – начала XX веков. Муху считали одним из самых характерных художников эпохи модерна, хотя сам он всячески отрицал свою причастность к этому направлению. Он считал, что принадлежность к какому-либо стилю в искусстве равносильна потере собственной индивидуальности.

На выставке представлены четырнадцать работ художника, выполненных в технике литографии. Среди них – три афиши, выполненные Мухой по заказу театра «Ренессанс» во времена проживания в Париже. Самая ранняя – для спектакля «Жисмонда» (1895) по пьесе французского драматурга Викторьена Сарду, «Лорензаччо» (1896) – для спектакля по пьесе Альфреда де Мюссе и «Самаритянка» (1897) – к постановке драмы Ростана, где главные роли исполняла великая актриса Сара Бернар. Каждый из плакатов отличается подчеркнуто вертикальным форматом, необычайной многоцветностью и детализацией. В свое время чех буквально перевернул бытовавшие в то время представления о дизайне афиш. Ведь до Мухи преобладали афиши с большим количеством текста и несколькими мелкими иллюстрациями в 1–2 цвета. Нужно заметить, что вертикальный, продолговатый формат работ Мухи, широко введенный художником в обиход, стал одним из его фирменных знаков.

Альфонс Муха – автор нескольких серий декоративных панно конца XIX – начала XX веков: «Времена года», «Цветы», «Искусства», «Месяцы», «Драгоценные камни» и «Звезды». В коллекции Радищевского музея имеется четыре работы из первой серии «Времена года»: «Весна», «Лето» (на фото), «Осень» и «Зима». Полностью на выставке представлен цикл «Цветы» («Роза», «Ирис», «Гвоздика» и «Лилия»). В центре каждой из композиций – женщина в ниспадающей одежде, с длинными роскошными волосами, утопающая в море цветов.

Фигура прекрасной и грациозной женщины, вписанная в орнамент из цветов, листьев и арабесок, также стала одним из его фирменных знаков. Каждая из сотворенных художником красавиц имеет свой характер, свою изюминку. Можно сказать, что стиль модерна в работах Мухи – это стиль женщин и цветов. От его произведений веет спокойствием и негой. Многие критики отмечают в работах художника изысканный колорит, «теплый, как женское тело». Его работы отличаются неповторимой композицией, гармонией форм, обилием декоративных элементов и теплой цветовой гаммой. «Стиль Мухи» оказал большое влияние на целое поколение графиков и дизайнеров.

Муха любил византийские золотые и серебряные цвета, слегка как бы поблекшие от времени. Именно этим объясняется «недостаточная» яркость многих его работ, которую может сразу же заметить зритель на выставке. Но чтобы золото и серебро выразить, художнику потребовалось изобрести свой личный способ литографии, потому что византийские цвета до Мухи употреблялись очень редко, и технология литографии к ним не была предназначена.

Большое значение Муха придавал художественной многогранности. Стараясь внести в повседневную жизнь красоту, Муха сумел по-новому взглянуть на «второстепенное» искусство, преображая простые, окружающие нас вещи. Свой след чешский художник оставил в самых различных областях: изобразительном искусстве, театральных афишах, мебели, промышленном дизайне и рекламе, ювелирных изделиях. Таланту Мухи принадлежат и образцы первых почтовых марок Чехословакии, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Работал Муха и над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн – Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал». А в 1931 году он создал витраж для новой архиепископской часовни в соборе Святого Вита в Праге.

На выставке представлены лист из календаря «Calendrier L’Evocation» («Воскрешение в памяти») и пара рекламных плакатов Мухи: реклама сигаретной бумаги «JOB» (1896) и реклама пива «Bieres de la Meuse» (1896).

Связала жизнь Альфонса Муху и с Россией. В начале XX века Муха решил воплотить в жизнь свою давнюю мечту – прославить в своих работах славянскую культуру. Художник начал работу над одним из самых больших проектов в своей жизни – циклом картин, который он назвал «Славянский эпос». Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла, посвященных России, и уже в 1914 году напишет картину «Отмена крепостного права в России». «Славянский эпос» был закончен в 1928 году и состоял из двадцати огромных полотен. Однако в завершающей картине цикла, которая называется «Апофеоз истории Славянства», русские и Россия отсутствуют. Картина была написана в 1926 году, и, видимо, Муха не мог связывать будущий расцвет славянства с властью большевиков в России.

О судьбе коллекции работ Альфонса Мухи Радищевского музея, к сожалению, мало что известно. Работы, представленные на выставке, были переданы музею Боголюбовским рисовальным училищем в 1898 году. А последний раз коллекция экспонировалась в музее в 1983 году, но не полностью. На нынешней же выставке представлены все четырнадцать работ, находящихся в фонде.

Выставка продлится до конца февраля следующего года.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11112010113632&oldnumber=552