"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (565) от 03.03.2011

Happy-end по-голивудски

Лана СОКОЛОВА

25 февраля прошла премьера дипломного спектакля театрального института СКГ (академии) им. Л.В. Собинова (худрук курса и постановки Игорь Баголей, режиссер-постановщик Любовь Баголей) по пьесе Александра Галина «Звезды

на утреннем небе». Накануне спектакля состоялся традиционный прогон, о котором, собственно,

и пойдет речь.

Спектакль-ретроспектива возвращает зрителей к событиям, которые произошли более тридцати лет назад и в другой стране – СССР. Итак, год 1980, июль. Страна накануне Олимпийских игр. Москва готовится встретить участников и гостей Олимпиады, а заодно и продемонстрировать всему миру превосходство советского образа жизни и силу идей коммунизма. Из Олимпийской столицы, дабы не портили ее «красоту и благолепие», в приказном порядке высылаются «несознательные элементы» – бомжи, проститутки, алкоголики и прочие «отбросы» самого гуманного общества в мире. Об этом рассказывает в самом начале спектакля Персонаж не из пьесы (Максим Деричев).

Так, где-то в Подмосковье, в грязном бараке, оказываются совершенно разные женщины: хозяйка-пожарница Валентина (Анна Асоян, Наталья Петухова), «ночные бабочки» Лора (Маргарита Баголей, Анна Сказко) и Клара (Елизавета Ангерт, Ольга Мельничук), пьянчужка Анна (Мария Гичева, Эвелина Ризепова) и растерявшийся несмышленыш Мария (Софья Илюшина, Кристина Толокнева).

У каждой из героинь своя история, которую она рассказывает по ходу действия. У каждой есть свои хоть и довольно слабые надежды на обретение пусть призрачного счастья. Мария крутит роман с хозяйским сыном Николаем (Давид Степанян, Николай Сурков), Лора флиртует с Александром (Юрий Конов, Егор Медведев), «отдыхающим» из местной психушки. Весь этот «праздник жизни» сопровождается, как и положено, обильными алкогольными возлияниями в клубах сигаретного дыма.

Первое действие, по словам некоторых зрителей, вообще мало походило на драму. Возможно, вследствие молодости актерам пока еще трудно передать глубину образов, и как следствие – персонажи получились несколько схематичными. Алкоголичка Анна выглядит несколько карикатурной, вызывая у публики скорее смех, чем сочувствие. Валентина, по логике, женщина сильная и даже жестокая, напоминала мечущуюся «тетку с кошелками». Если бы не трагические последующие события, связанные с гибелью Марии, драмы, «пронзающей душу зрителя», могло бы и не получиться вообще.

В некоторых сценах героини были весьма точны и убедительны, но таковых за весь спектакль набралось немного. Очень красивой, именно красивой визуально, поскольку желаемой эмоциональной глубины все же в ней хватило, была сцена омовения Марии и облачения ее в белое, почти подвенечное платье – даже не аллюзия, а прямой отсыл к Библии, если к этому присовокупить рассуждения Александра о «непорочном зачатье». И пока Мария мучительно умирает, бредя о сыне (еще одна весьма удачная сцена!), вся компания отправляется смотреть на проезжающий кортеж с Олимпийским огнем под проходящую рефреном через весь спектакль «Песню о Москве», бурно ликуя, – совсем как это описывала официальная пропаганда.

На этом можно было бы и закончить, оставив зрителю возможность самому продолжить сюжет. Конец истории по-голивудски счастливый, о чем вновь рассказывает Персонаж не из пьесы (он же сын погибшей Марии), недаром же он появился в начале. У мальчика появляется любящая семья – отец и бабушка (Николай и Валентина), а также крестные – Анна и Александр и, конечно же, несравненная Лора, которая рассказывала ему об Индии.

Возможно, в экранизации это выглядело бы и неплохо, но ведь в нашем случае речь идет о театре, и истиной человеческой трагедии (во всяком случае таковую описывал автор) на сцене увидеть не удалось, а жаль.

Не за горами очередная Олимпиада, может, через несколько лет из Сочи, как в 80-е из Москвы, будут выдворять «неугодных», и тогда связь с сегодняшним днем будет очевидна. Возможно, поведение пусть тех же персонажей, но в изменившихся обстоятельствах, следовало переосмыслить заново или описать новую ситуацию, но со всей ясностью, точностью, откровенностью, как это необходимо в актуальных произведениях.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3032011113541&oldnumber=565