"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (567) от 17.03.2011

Цирковая классика

Лана СОКОЛОВА

В Саратов приехал «Мир цирка» – так называется юбилейное представление, посвященное сразу двум знаковым событиям:

в российском цирке вообще, и цирку на Цветном бульваре – в частности. Первое – 130-летие со дня основания самого цирка,

а второе, не менее значимое – 90-летие со дня рождения Юрия Никулина. Ведь для многих цирк на Цветном бульваре –

это, все же, цирк Юрия Никулина.

Традиционно первыми новую программу показали местной прессе. Перед началом представления директор Саратовского цирка Иван Кузьмин поделился с журналистами новостью о том, что четвертая «Принцесса Российского цирка» пройдет в октябре этого года на саратовском манеже.

Как рассказал Иван Кузьмин, «Мир цирка» состоялся благодаря взаимодействию дирекции Саратовского цирка и директора юбилейной программы Юрия Халявина. А чтобы у прессы не возникло никаких сомнений в подлинности то ли полномочий директора гастролей, то ли самого цирка, было предъявлено личное удостоверение, выданное Московским цирком Никулина, в том, что Юрий Халявин представляет по городам нашей необъятной России юбилейную программу.

Юбилейная программа, привезенная москвичами, сборная: Росгосцирк и цирк на Цветном бульваре. Саратов – первый город, в котором она будет обкатываться и «собираться».

В ответном «реверансе» московского гостя прозвучало, что юбилейная программа начинает свой марафон не случайно с города Саратова. «Саратовский цирк имеет свои традиции, и саратовский зритель довольно искушенный. Цирк в России – это классический дивертисмент и, конечно же, всегда праздник», – считает Юрий Халявин. Именно в Саратове впервые братья Никитины открыли русский цирк, здесь покоятся останки одного из братьев, и, по словам Юрия Халявина, он даже знает, где (интересно, а многие ли саратовцы знают об этом), и самое главное, что в Саратове цирк будет и 16 апреля, когда Международная цирковая ассоциация проводит Всемирный День цирка.

«Мы пытаемся создать атмосферу старого советского цирка», – сказал директор программы. В номерах, которые работают артисты, прежде всего занята молодежь, многие уже являются победителями и участниками различных конкурсов и фестивалей. Кстати, о конкурсах. В этом представлении саратовцы вновь встретятся с Викторией Елисеенко – «Принцессой–2009».

«Цирк на Цветном бульваре всегда оставался и, думаю, долгие годы будет оставаться лидером среди цирков России», – подытожил свое выступление Юрий Халявин.

В целом программа довольно сильная и, действительно, выдержана в духе классики. Давненько на манеже не было джигитовки. Поэтому номер «Амазонки» под руководством Валентины Кульковой, несомненно, заслуживает всяческих похвал и одобрения. И вовсе не потому, что в роли лихих наездников перед нами предстают прекрасные амазонки. Нужно сказать, что название номера полностью себя оправдало. Такие трюки, как пролезание под животом скачущей лошади, собирание платков (как не вспомнить тут джигитов Кантемирова) или скрутки, доступны лишь наиболее талантливым и хорошо подготовленным (хотелось, по привычке, сказать – джигитам) наездникам. Да и сами коники выглядели превосходно, даже сложно сказать, кто из участников был более грациозным – животные или наездницы. Наверное, они составляли единое целое – женщина и лошадь – потрясающе красивое зрелище.

Акробатическое трио на русской палке Светланы Гвоздецкой тоже из разряда классики. Русская палка – цирковой жанр, выросший из традиционного циркового акробатического жанра вольтиж. На заре этого жанра, когда о нанотехнологиях и слыхом не слыхивали, два нижних вольтижера брали в руки деревянные брусья (позднее – алюминиевые трубы), верхний гимнаст становился на них ногами или руками. Нижние вольтижеры, подбрасывая и принимая верхнего, помогали ему исполнять те или иные трюки. Одной из лучших представительниц этого жанра была Ирина Шестуа. В дальнейшем этот жанр перерос в жанр «Русская палка», о котором знает весь мир и который за границей известен как «Russian Bar».

Какой же цирк без иллюзии. Мэйджик-шоу Виктории Хиль и Николая Спира – это семейный номер. Отец молодых артистов, а по совместительству ассистент и уже дедушка, в свое время работал у иллюзиониста Юрия Кукиса, сам делал многие аппараты и для выступлений. За кулисами, пока родители демонстрировали публике «отделение» головы и прочие магические штучки, их дожидался малыш. Кто знает, может, вскоре в номере появится еще один участник. Говорят, дети, родившиеся в цирке, буквально с пеленок «впитывают» удивительный и неповторимый дух манежа.

Пожалуй, из классического дивертисмента еще стоит упомянуть «воздух» и дрессуру. По словам директора программы, номер «К звездам» – обычный классический воздушный полет: мостик, ловиторка, трапеция и лопинг. А уж свое название он получил, вероятно, потому, что День цирка, по некоей случайности, следует прямо за Днем космонавтики. И поскольку Саратов имеет к полету в космос первого человека самое прямое отношение, то подобный номер в программе – непременное условие.

В том, что цирк – не только праздник и завораживающее зрелище, но еще и весьма опасная работа, зрители премьерного спектакля убедились воочию. Воздушная гимнастка Мария Гарамова, не вписавшись в траекторию полета, уходя вверх с сетки, задела головой мостик. К счастью, угрозы для жизни артистки нет, заверил публику Иван Кузьмин, а чтобы не возникло никаких сомнений, спустя некоторое время к зрителям вышла и сама Мария. Надо отдать должное воздушным гимнастам: они отработали оставшимся составом номер довольно чисто.

В этой большой бочке меда, увы, не обошлось без ложки дегтя, которой стали коверные. Откровенно слабые репризы и куплеты а-ля «Вашуков и Бандурин» просто удивили. Хорошо, что у Шпентика и Тети Моти – так звали эту странную парочку – было немного выходов.

Редкое цирковое представление обходится без дрессированных животных, будь то крупные хищники или милые «домашние» питомцы. Флегматичные сенбернары в номере Виктории Елисеенко выглядели непоколебимыми островками спокойствия на манеже на фоне восторженных пуделей, гоняющих по арене со щенячьим задором. И уж если люди могут позволить себе наряды, то у больших пуделей гламурный прикид был сооружен, можно сказать, из выращенного на себе тяжким трудом – собственной шерсти.

«Забавные медведи» династии Яровых действительно позабавили. Изменения в духе времени претерпели и транспортные средства для мишек – велосипед сменил новомодный скейт, громоздкий мотоцикл приобрел современный дизайн. Апофеозом медвежьего шоу стало «Яблочко» вприсядку.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17032011115441&oldnumber=567