"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (571) от 14.04.2011

Худсовет

Величавая красота голоса Тамары Гвердцители

Лана СОКОЛОВА

8 апреля на сцене театра оперы и балета состоялось фееричное выступление народной артистки России и Грузии Тамары Гвердцители. Саратовский поклонники певицы впервые смогли «живьем» оценить чувственную красоту ее голоса – все его тембральные оттенки и диапазон. В программе прозвучали классические хиты, этнические номера и столь любимый артисткой французский шансон.

Какими только восхищенными эпитетами ни награждали эту потрясающую женщину. За границей ее называют «русской Эдит Пиаф». Несравненная Тамара Гвердцители – обворожительная, аристократичная, изысканная... В ней действительно царственно все: яркая внешность, сильное, красивое меццо-сопрано, которое невозможно спутать с другими голосами, репертуар, состоящий из ювелирно подобранных композиций, редкое обаяние и особая манера держаться на сцене. При этом в ней нет ни капли надменности, но есть могучая, идущая изнутри величавость.

По своему репертуару, в котором причудливо смешиваются семь языков, не считая родных грузинского и русского, Тамара – абсолютный человек мира. Она поет народные песни, многие композиторы специально под ее голос пишут музыку, она исполняет оперные арии, французский шансон и песни собственного сочинения. Она удостаивалась оваций в Штатах и парижской «Олимпии», ей рукоплескали в Москве и Телль-Авиве.

Саратовская публика – не исключение из этого ряда. Программа концерта была составлена таким образом, что саратовцы услышали не только известные хиты – такие как «Воздушный поцелуй», «Виват, король!», «Тбилисо», «Арго», но и уже подзабытые «Шербурские зонтики» Леграна, «Опавшие листья» Ива Монтана. Причем некоторые песни Тамара Михайловна аккомпанировала себе за роялем, давая небольшую передышку музыкантам.

«Мамины глаза» – своего рода гимн женщине и колыбельная, как один из древнейших жанров фольклора всех народов, вызвала слезы у особо чувствительных дам, более стойкие – сделали вид, что поправляют макияж. Но как бы там ни было, эта песня, как и все, что исполняла певица, не оставили публику равнодушной.

А вот оценить мужское трио «Сулико» в «грузинском» блоке песен Гвердцители, увы, можно было только при акапельном исполнении (видимо, проблема с акустикой или «выставлением» звука еще одна «беда» нашего города). И раз уж мы заговорили о народных песнях, то под занавес прозвучали цыганские песни, всколыхнувшие в памяти фильм «Табор уходит в небо».

Сложно сказать, с чем это связано, с ментальностью или характером певицы, но у Гвердцители нет ни одного лишнего жеста, при этом в ее сдержанности на сцене чувствуется невероятная внутренняя сила и энергия, которая буквально покоряет зал.

Несмотря на двухчасовое выступление, Тамара Михайловна согласилась ответить на несколько вопросов саратовских журналистов. Поскольку перед концертом Тамара Гвердцители участвовала в праздничных мероприятиях по случаю Дня космонавтики, то журналисты не могли не задать ей несколько вопросов и по этому поводу.

По признанию Тамары Михайловны, она «очень волновалась, было такое ощущение, что я вообще первый раз вышла на сцену. Такой накал был на сцене, выступали действительно великие люди и звучали великие песни. Что ни песня – олицетворение эпохи, чудесных, неповторимых людей. На праздновании была одна очень пронзительная нота – улыбка Юрия Гагарина... и зазвучала музыка. Мне тяжело сейчас словами объяснить, но думаю, что сумела передать песнями свои чувства к происходящему. И дай бог, чтобы долго в нашей жизни была Пахмутова, Кобзон, я благодарна людям, которым пришла в голову идея, чтобы в этот концерт пригласить меня. Не потому, что это компания великих людей, просто среди этих мужских голосов: Сметанников, Кобзон – женская нота была необходима. Я счастлива, что у меня вчера все получалось, потому, что когда начала слушать концерт – хор Свешникова, даже не думала, что совершенно компьютерные дети так могут петь «Орлята учатся летать». Я счастлива, что была свидетелем и участницей этого великого действа».

Поскольку Тамара Гвердцители уже попробовала себя и на театральной сцене, и в кино, то было интересно узнать о том, существуют ли в ее планах продолжение «дружбы» с кинематографом.

Мечты о кино у нашей гостьи довольно реалистичные. Сняться в музыкальном фильме, именно в фильме, а не в мюзикле, подчеркнула Тамара Михайловна, с хорошей музыкой и профессиональными режиссерами и актерами. «Конечно, фильм должен быть о человеке, который несмотря ни на что занимается музыкой, той музыкой, которой невозможно научиться за несколько недель в музыкальном проекте. (Вероятно, певица имела в виду музыкальный проект, в котором участвовала с Дмитрием Дюжевым. – Авт.). Как невозможно научиться за несколько недель фигурному катанию или пению, – убеждена Тамара Гвердцители. – Нужно, чтобы этим человек занимался с детства. Поэтому, когда мне говорят: «Как Вы замечательно поете!», – я понимаю, что не две недели потратила на это. Хотелось бы, чтобы немножко этот фильм был и обо мне, чтобы у людей не было иллюзии, что за две-три недели можно «прийти» в какую-то профессию».

Сегодня существует, пожалуй, два полярных мнения во взглядах на женщину, сделавшую или желающую сделать карьеру. Совместима ли женщина и карьера, по мнению нашей гостьи?

«Я очень уважаю женщин, которые имеют семью и сделали карьеру. Это очень сложно: совместить почти несовместимое, – считает Тамара Михайловна, – но есть такие сильные женщины, которые являются и хранительницами очага, и, в то же время, сумели сделать карьеру. Я за это сочетание, которое, возможно, только женщина может сочетать, поэтому я считаю, что современная женщина должна быть сильной на работе и слабой в семье, поскольку в семье мужчина все-таки имеет решающий голос.

Себя отношу к женщинам, которые воспитали хороших детей, думаю, что женщине, которая воспитала хороших детей, можно воспеть гимн. И если в это время она умудрилась петь, танцевать и что-то еще делать профессионально, тогда – совсем хорошо».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14042011110514&oldnumber=571