"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (571) от 14.04.2011

Юбилей

«Встреча с прошлым»

Ирина ТКАЧЕВА, научный сотрудник музея

Замечательный литературовед, писатель Станислав Лесневский как-то сказал, что надо обязательно хранить память о прошлом, но «у памяти должно быть пристанище». Вот такими «пристанищами памяти» являются музеи.

27 июня Государственный музей К.А. Федина будет отмечать 30-летие со дня открытия. К этой дате сотрудники подготовили ряд тематических вечеров из цикла «Творческие портреты», посвященных тем, кто внес большой вклад в создание и развитие музея. На первой встрече вспоминали Светлану Николаевну Казакову, бывшего директора, которая возглавляла музей с 1981 по 1991 год. Второе мероприятие из этого цикла, состоявшееся 29 марта, было посвящено рождению музея и тем людям, которые принимали большое участие в его создании.

В уютной галерее собрались первые сотрудники, пришедшие работать еще до открытия музея. Тогда они все были очень молодыми, а сейчас – это известные люди: доктор филологических наук, профессор В.П. Крючков (Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского); доктор филологических наук, профессор Н.В. Мокина – преподаватель этого же вуза; журналист, главный редактор газеты «Богатей» А.Г. Свешников, ветераны музея Г.А. Роменков, С.А. Ковалева, И.С. Кузнецов. Гостями вечера стали бывшие заместители начальника областного управления культуры В.В. Юрченко и В.А. Дьяконов, трудами и заботами которых решались многие сложные организационные проблемы реставрации здания, изготовления экспозиционного оборудования, и члены семьи профессора П.А. Бугаенко, первого председателя Ученого Совета музея и одного из инициаторов его создания. Это была не просто встреча друзей, связанных большим общим делом, это была «встреча с прошлым», далеким и прекрасным. Участники вечера много вспоминали, много говорили о том замечательном времени, когда работа кипела практически круглосуточно, и вклад каждого человека был весом и значим.

А погрузиться в атмосферу тех лет помогли старые фотографии, собранные в слайд-презентацию. Экскурс в историю начался с памятных для Федина дней, когда он в 1939 году, будучи уже известным писателем, приехал в Саратов на торжества по случаю 50-летия со дня смерти Н.Г. Чернышевского. Он много ходил по родному городу, вспоминал места своего детства и однажды зашел в знакомый двор бывшего Сретенского училища, в котором учился ровно 40 лет назад. Об этом посещении своей первой школы он написал рассказ «Встреча с прошлым», в котором дал очень точное описание знакомого здания: «Обернувшись, я увидел старинные окна школьного коридора, необыкновенные по форме – полуовальные, с частым переплетом рам, в виде трапеций. Мне захотелось посмотреть коридор, и, когда я открыл дверь, даже воздух показался мне ничуть не изменившимся с давних пор моего детства. Старые половицы, будто нарочно выдолбленные, как лодки, были по-прежнему прочны, а каменные стены словно еще больше раздались в толщину».

Федин не знал тогда, что в этот волнующий час «встречи с прошлым» судьба подарила ему другое, не меньшее чудо – встречу с будущим, что этот старый особняк, чьи замысловатые окна видели его белоголовым, не слишком прилежным школяром, спустя еще сорок лет, вобрав в себя все радости и горести, потери и страдания, успехи и неудачи его писательской и человеческой жизни, станет главным хранилищем памяти о нем, станет не только Домом Федина, но и Домом русской литературы ХХ века.

Решение о создании музея было принято еще в 1977 году. Первым директором музея в январе 1979 года назначили Ефима Осиповича Кульжонкова В феврале были приняты на работу и первые сотрудники – Геннадий Васильевич Рассохин, племянник Федина и хранитель саратовского архива семьи писателя, Геннадий Алексеевич Роменков, Нина Петровна Худякова и другие.

Здание бывшего Сретенского училища, так запомнившееся писателю, являлось памятником истории и культуры XVIII века, оно имело большую историю, было очень интересным в архитектурном плане, но требовало серьезной реставрации, которую осуществил Московский научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация» под руководством главного архитектора проекта Б.В. Щетинина.

Параллельно в Москве, в Государственном литературном музее была начата работа по подготовке концепции экспозиции будущего музея, формированию его фондов, разработке художественного проекта. Авторы экспозиции тесно сотрудничали с Ниной Константиновной Фединой, вместе с ней отбирали материалы из архива писателя.

Не остались в стороне и земляки. Приходили старые горожане, предлагали дореволюционные газеты и журналы, мебель, книги, предметы конца XIX – начала ХХ веков. Огромный архив передал племянник Федина Г.В. Рассохин, бесценными письмами писателя поделился с музеем профессор П.А. Бугаенко – автор многих книг о Федине. Интересные экспонаты подарили музею саратовские писатели, с которыми Федина связывали узы дружбы, – Г.Ф. Боровиков и Е.М. Рязанова. Большой вклад внесла в фонды музея директор НБ СГУ В.А. Артисевич. Ценную коллекцию открыток старого Саратова и фотографий Федина, а также фильм о нем передал музею известный саратовский фотограф и краевед Б.Л. Петров. К сожалению, этих людей уже нет в живых, в их адрес было сказано много теплых благодарных слов.

На церемонию открытия первой экспозиции 27 июня 1981 года приехали гости из Министерства культуры РСФСР, из Союза писателей СССР, дочь Федина – Нина Константиновна, собралась культурная и научная общественность Саратова, пришли и многие горожане. На усадьбе прошел торжественный митинг. И вот перерезана красная ленточка, первыми прошли почетные гости. В книге отзывов появилась первые записи. Нина Константиновна написала сердечные слова благодарности всем землякам писателя и пожелала музею успехов и процветания на долгие, долгие годы! А затем в залы хлынула долго сдерживаемая толпа первых посетителей…

Воспоминаниями о тех событиях поделились многие участники вечера. Прозвучали интересные факты из истории создания экспозиции, о которых рассказала Виталия Владимировна Юрченко. Она подчеркнула, что музей создавался «всем миром. И все считали за честь, за необходимость внести личный вклад в создание этой красоты».

Геннадий Алексеевич Роменков вспомнил о сложной ситуации по отстаиванию и сохранению самого здания. Было изначально принято решение его снести и построить новое, современное. И как много усилий пришлось приложить для сохранения исторического мемориального здания будущего музея.

Об этом же и об огромной роли, которую в создании музея сыграл профессор П.А. Бугаенко, подробно рассказал Александр Георгиевич Свешников. Именно благодаря инициативе Павла Андреевича было составлено письмо, подписанное видными научными и общественными деятелями, в котором обосновывалась необходимость отвести под музей здание бывшего Сретенского училища, где маленький Костя Федин учился первые два года. Много интересных фактов привел выступающий и из моментов создания экспозиции, которые были обусловлены существовавшей в те годы цензурой. А.Г. Свешников рассказал и о том, как назначались практически немыслимые сроки исполнения работ к открытию VII съезда Союза писателей СССР и как все осуществилось, потому что «система работала четко».

Вячеслав Алексеевич Дьяконов вспомнил о проблемах создания памятника К.А. Федину и о своих встречах с автором – скульптором А.П. Кибальниковым. В конце выступления он передал в дар музею редкие фотографии.

Сталина Александровна Ковалева, первый ветеран музея, рассказала о трудностях начального пути в музейной деятельности, об учебе музейному делу сразу на практике

Итоги встречи подвела в своем выступлении директор музея Валентина Семеновна Жукова. Она поблагодарила всех выступавших и рассказала о перспективах развития музея.

…Прошло уже 30 лет, сменились поколения сотрудников, смотрителей, директоров, но каждый оставил здесь частичку своего сердца, своего труда. За эти годы в десятки раз выросли фондовые коллекции, музей посетили более двух миллионов человек, фонды музея и его сотрудники получили широкое признание научного сообщества. Сейчас у музея появился свой сайт, который делает доступ к нему поистине безграничным.

Жизнь идет вперед, и новые поколения сотрудников будут вносить что-то свое интересное и неповторимое в развитие музея, но главное – не забывать то, что было сделано предшественниками, что стало платформой для его дальнейшего процветания.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14042011110617&oldnumber=571