"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (571) от 14.04.2011

Большой ребенок с красным носом

По материалам газет: «Золотой Рог», № 10 от 12 февраля 2009 г. «Газета Владивосток», № 2 от 27 февраля 2009 г. «АиФ на Есинее», № 14 от 1 апреля 2009 г.

В Саратове продолжаются гастроли московского цирка на Цветном бульваре – цирка Юрия Никулина. В № 9 от 17 марта «Богатей» подробно представил творчество гостей – очень разнообразную по жанрам программу «Мир цирка». «Веселую» часть представления обеспечила группа клоунов.

Клоунский дуэт Шпеньтик и тетя Мотя, который так нравится зрителям, приходящим в цирк, в миру – семейная пара: Заслуженный артист России Александр Юрин и его жена Татьяна. Сегодня вместе с ними работает и дочь Варвара. И хотя семейные номера в цирке – не редкость, интересно, как же живут вместе целых три клоуна?

Саша Юрин в свои пять лет был твердо уверен, что будет клоуном. В семь лет, после перенесенной операции на сердце, мальчик внес в свои планы коррективы. Прикинув, что клоунаду он, пожалуй «не потянет» физически, Саша остановился на профессии актера драматического театра и кино. С актерством в итоге не получилось, а вот с клоунадой – очень даже.

Александр поступил в Москве в мастерскую клоунады, иллюзий и музыкальной эксцентрики. Выпустился в составе клоунской группы «Буфф-ассорти», после учебы продолжили работать вместе. Но судьба больших клоунских групп недолговечна, через три года стали работать соло, кто-то ушел на эстраду… Александр стал работать самостоятельно, а потом познакомился с Татьяной на телепередаче «Марафон дураков» в 1990-м. Александру предложили снять пародию на клип Аллы Пугачевой «Балет» и дали партнершу. Этой партнершей оказалась Татьяна. Так вот и познакомились.

Можно сказать, что клоунессой Таня стала благодаря своему супругу. Она хоть и закончила Киевское эстрадно-цирковое училище, работала в Театре эстрадных миниатюр в разговорном жанре. Тетей Мотей Таня стала не сразу. Понадобилось время на то, чтобы клоунский дуэт сформировался окончательно. В этом процессе формирования немалую роль сыграла Танина интуиция и желание обоих чувствовать и понимать друг друга в манеже с полуслова. А еще они оба абсолютно уверены, что репризы должны быть добрыми и не опускаться, как говорится, ниже пояса. Кто видел, как расцветает (в полном смысле этого слова) тетя Мотя в одной из реприз после тщательного «полива» Шпеньтика, тот поймет о чем речь.

Репертуар Шпеньтика и тети Моти очень разножанровый, их репризы близки и детям, и взрослым, и молодежи, и старикам… Одна из любимых реприз, визитная карточка группы – эксцентрика с воздушными шарами «Это мое». С нее они начинают представление в любом цирке, не только в России, но и в тех 18 странах мира, в которых успели побывать.

Репризу с воздушными шарами очень любят дети. Во-первых, действительно смешно, как Шпеньтик и Тетя Мотя (этакая барышня-тортик) делят эти самые шары: «Это мое!», «Это тоже мое!», а потом клоун складывает их в свою майку невероятных размеров. Во-вторых, столько разноцветных шаров на арене – очень эффектное зрелище. В-третьих, в итоге часть шариков остается у зрителей (пустячок, а приятно). Но мало кто знает, что «деление шариков» в первоначальный замысел репризы не входило.

«Как-то на представлении совершенно неожиданно на манеж выскочил маленький мальчик и взял один из шаров, – рассказывает Александр. – Я к нему подошел и говорю: «Это мое». А он мне в ответ: «Нет, это мое!» Публика была в восторге. Так и родилась реприза. Сегодня безразмерная майка и шары – наша «визитная карточка».

Показывают артисты и клоунаду-иллюзию «Волшебная лейка», в клоунаду про любовь «Амурные стрелы» включают зрителя. Конечно, есть и пародии на звезд эстрады. Ну а частушки на современные темы пользуются огромным успехом – не зря же их сочинил Леонид Французов, автор, который много пишет для юмористов, участников «Аншлага», например.

«Мы сейчас возрождаем жанр сатирического куплета в цирке, – говорит Александр, – поем частушки про нашу жизнь. В них присутствует некая политическая сатира. Этими частушками мы пытаемся возродить жанр куплета, который в цирке был испокон веку. Например: «Нам в России каждый год/ Постоянно не везет:/ То погода с хмурью, То начальник с дурью». Или же: «Нет зарплаты, сел на мель,/ Медяками бряцаю./ Прям иди хоть на панель –/ получать дотацию».

Ну и, конечно, без пародий на звезд эстрады не обходится. Кроме того, клоуны еще и дрессировщики, в их номере – 10 кошечек, которые тоже члены семьи и путешествуют с ними по всему миру. «У нас гуманная дрессура, – говорит Александр, – все происходит в форме игры. Кошки, как люди, с разными характерами, индивидуальными особенностями, интеллектом, своеобразной интеллигентностью. Похожих нет в природе. Вообще, мне кажется, кошки – существа космические, и дети их очень любят».

Таня считает, что они с Сашей просто подходят друг другу, умеют уступать, понимают и ощущают друг друга… «Мы похожи, – говорит Таня, – любим людей и доверяем им. И в то же время очень разные… Но стараемся беречь друг друга. Клоун – это человек-ребенок. Ему свойственны наивность и детская проницательность, ранимость и вера в чудеса. На самом деле, жить с такими душевными качествами совсем непросто. И если мы с Сашей, самые родные люди, не будем беречь друг друга, то кто же?»

О том, как на их творческую жизнь влияет зависть коллег по цеху, клоуны ответили так.

Александр – Шпеньтик: «В любой творческой среде, где есть неординарные, талантливые личности, зависть присутствует. Даже предательство и подлость. Но надо помнить всегда, что любая грязь, которую мы делаем другим, непременно нам вернется. Хотя сегодня нередко артисты сами организуют скандалы ради пиара».

Татьяна – Тетя Мотя: «Кто-то из известных сказал: «Скромность – это прямая дорога в безызвестность». Не могу сказать, что мы скромные, забитые существа, но на подлость не способны и по трупам не ходим. Нам дороже человеческое достоинство и совесть. По отношению к нам были разные ситуации, но мы придерживаемся позиции – лучше быть над схваткой».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14042011110740&oldnumber=571