"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (579) от 09.06.2011

Экспертиза

Блеск и нищета «Стратегии 2025»

В.Е. ПАВЛОВ, председатель Саратовского регионального отделения Ю.Н. СЛУДНИКОВ, Член Совета Саратовского регионального отделения Партия Народной Свободы «За Россию без произвола и коррупции»

Правительство Саратовской области подготовило проект «Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года». Что же поведал нам этот объемный 136 страничный документ?

Сразу видно, что в нем описана не стратегия правительства, а пожелания о том, какие социально-экономические показатели области хотели бы видеть авторы и заказчики этого труда. Ведь стратегия это действия по обеспечению планируемых показателей, а как раз действий правительства на страницах доклада и нет!

Само содержание этого труда очень эклектично, его как будто писали разные авторы, не связанные друг с другом единым методологическим подходом.

Хорошо описана сегодняшняя социально-экономическая ситуация и потенциал Саратовской области (это самая лучшая, на наш взгляд, часть этого труда).

Сценарные прогнозы долгосрочного развития Саратовской области, очевидно, списаны с федеральной «Стратегии 2020», о которой саратовской общественности поведали в феврале этого года видные московские единороссы гг. Драганов, Крыштановская и Федоров.

Копирование федеральной стратегии на региональном уровне – нормальный прием в системе нынешней российской вертикали власти, но тут есть опасность впасть в методологическую ошибку подобия. Саратовская область хоть и часть Российской Федерации, но не является ее маленькой копией. Что верно для всей России в целом, может быть неверно для Саратовской области. Кроме того, кто сказал, что единороссовская «Стратегия 2020» является реальной и всеобъемлющей? Так как она подавалась у нас в Саратове – она скорее PR-проект, чем реальный стратегический план.

Ошибочной, на наш взгляд, является ориентация, в основном, на стагнирующие Западные рынки, в то время как рынки стран БРИКС стремительно развиваются и становятся самыми перспективными.

В федеральной стратегии не учитывается возможность финансового краха доллара как мировой валюты, что приведет к жесточайшему мировому финансово-экономическому кризису, развалу мировой торговли и длительному периоду клиринговых (проще говоря, бартерных) торговых операций между странами.

Некоторые вещи просто слепо списаны с федеральных программ, как, например, перл о черной металлургии, которой нет на территории области (стр. 104).

Весь набор сценариев развития области заканчивается очевидным даже для студента-экономиста тезисом, что для развития требуются инвестиции для большинства секторов региональной экономики (стр. 60).

Вообще-то нам, две трети жизни прожившим при социализме, со страниц этого труда повеяло Госпланом социализма, когда государственное планирование под руководством КПСС определяло социально-экономическое развитие и страны, и республик, и областей. Но тогда это было логично – все ресурсы страны были в руках государства.

В рыночной экономике ситуация другая – сейчас большинство предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, в торговле и пр. в частных руках.

И хотя государство имеет такой мощный финансовый рычаг, как консолидированный бюджет Российской Федерации, но главный инвестор в экономику – не оно, а частный бизнес и домохозяйства (хотя бы через банковские вклады).

Поэтому, на наш взгляд, в подобных «Стратегии 2025» программных документах должно быть, помимо программных целей, и то, кто и как, хотя бы в прогнозе, вносит свой вклад в достижение этих целей. Что вносит частный бизнес, а что государственный и муниципальный бюджеты.

В разделе «Стратегические цели и направления социально-экономического развития» представленной нам «Стратегии 2025» oпрошены крупные областные предприятия, и полученные от них планы включены в раздел как демонстрация развития. Но авторы уже признали, что только развитием существующих предприятий целей «Стратегии 2025» не достичь.

А как достичь этих целей, как активизировать бизнес региона? Как привлечь бизнес в Саратовскую область со стороны?

Мы уже не говорим о том, что нет стратегии поддержания и способствования развитию свого доморощенного бизнеса.

Мы прекрасно знаем, что инвестиции не идут туда, где царит коррупция и произвол властей. О мерах превентивных мер против коррупции, об общественном контроле за деньгами налогоплательщиков в «Стратегии 2025» сказано буквально одной строчкой!

Подраздел о малом и среднем бизнесе размером в одну страничку говорит о том, что правительство не «чувствует» ситуацию в малом бизнесе и не рассматривает малый бизнес как отдельного серьезного игрока в социально-экономическом развитии региона, хотя рассчитывает на долю в 35 % ВРП этих предприятий.

Документ написан тяжелым языком с многочисленными модными канцеляритами типа «кластер», часто повторяются к месту и не к месту «инновации», «инновационное», «инвестиционно-инновационное» (чтобы это значило и нельзя ли это перевести на русский язык?). Есть несуразности типа «Развитие инвестиционной деятельности банков сдерживает их недостаточная капитализация, а также недостаточное количество инвестиционных проектов …». (Если нет денег, какие могут быть проекты?)

Но нет смысла подробно критиковать мелочи, если нет самого главного – стратегии как системы действий правительства Саратовской области. Поэтому мы относим этот документ к области PR-кампании правительства и не более. Гора родила мышь!

Тем не менее, предложенный общественности документ правительства под названием «Стратегия 2025» вносит оживление в общественную жизнь губернии и приглашает все партии и общественные движения к изложению своих взглядов на развитие Саратовской области.

В проекте плана развития Саратовской области, который будет представлен нами после регистрации нашей партии в Минюсте Россиии, мы ответим на следующие вопросы:

1. Какую социально-экономическую концепцию мы применяем при формировании планов развития, и какие цели развития области мы ставим?

2. Какой бы мы хотели видеть экономику, социальную сферу и экологию области через 10 лет?

3. В какие отрасли нужно вкладывать деньги налогоплательщиков (бюджетные средства), через какие механизмы и через какой по форме контроль общественности?

4. В какие отрасли мы будем поощрять привлечение частного инвестиционного бизнеса?

5. Где мы считаем целесообразно государственно-частное партнерство и какие механизмы контроля общественности и бизнеса должны при этом применяться?

6. Какие меры борьбы с коррупцией в государственном и муниципальном управлении мы предлагаем?

7. Какие меры мы предлагаем для ликвидации бедности в Саратовской области?

8. Какие меры экологической защиты населения региона мы предлагаем?

9. Какие меры необходимы для минимизации последствий изменения климата для Саратовской области?

10. Что необходимо сделать для функционирования свободной прессы и телевидения и полного информирования гражданского общества о социально-политической жизни Саратовской области?

11. Что мы предлагаем для нравственного становления и образования молодого поколения нашего общества?

12. Какую мы будем проводить кадровую политику для подбора и расстановки работников гос. и муниципального управления?

Наши планы не могут быть всеохватывающими и подробными, ведь мы не имеем доступа к социологическим и статистическим данным, которые по мере нарастания застойных тенденций в нашем обществе стали закрытыми. Мы не имеем аппарата подобно аппарату правительства области, который постепенно расширяется по всему городу Саратову, захватывая все новые здания. Но у нас есть другое – четкое и ясное представление о том, как функционирует развитая рыночная экономика и как воздействует логика демократизации общества на эффективность экономики и социальной сферы. Нам – партии конструктивной эволюции нашего общества – есть что сказать нашим избирателям и налогоплательщикам Саратовской области.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9062011012253&oldnumber=579