"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (582) от 04.08.2011

Продолжение Темы

Симон Кагиян: «Проблема национализма существует, и ее нельзя замалчивать»

Петр КАШИН

17 января, по горячим следам декабрьских событий на Манежной площади, президент Д. Медведев на встрече с руководством СФ и ГД РФ призвал к единению и равноправию, что позже было им закреплено и фактически возведено в ранг государственной политики в форме поручения Правительству РФ, полномочным представителям президента в федеральных округах и органам исполнительной власти субъектов РФ. Один из пунктов поручения гласил: «Провести анализ реализации в субъектах Российской Федерации государственной кадровой политики и представить предложения по обеспечению соблюдения принципа равного доступа граждан к замещению должностей государственной (муниципальной) службы и по недопущению дискриминации по национальному признаку» (курсив наш – Ред.) Срок исполнения – 1 июля 2011 года. Ответственные: Путин В.В., полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

О том, какова на нынешний день ситуация в Саратовской области и в целом в России в сфере межнациональных отношений и насколько сегодня актуальна проблема дискриминации национальных меньшинств в органах государственной и муниципальной власти (поскольку понятно, что она не случайно прозвучала из уст президента Д. Медведева и была им же оформлена в виде поручения, обязательного для исполнения), корреспондент газеты «Богатей» беседует с доктором философских наук, политическим обозревателем газеты «Ноев Ковчег», председателем совета Межрегионального Общественного движения «За защиту прав и свобод граждан» «Правозащита XXI век» Симоном Кагияном – специалистом в области межнациональных отношений.

Корр.: Симон Гарегинович, как бы Вы определили проблему межнациональных отношений в России, существование которой сегодня отрицать никто не может?

С. Кагиян: В идеале, в стране, где живут представители разных национальностей, должно существовать межнациональное общество. У нас же, в силу ряда причин, имеет место существование межнационального сообщества, что далеко не одно и то же. Cообщество подразумевает наличие разных национальностей, которые существуют сами по себе. А общеcтво – это когда есть единые цели, единые задачи, единая идеология – все едино. У наc же пока полное разобщение в сфере межнациональных отношений. А государство делает все, чтобы дальше усугубить эту проблему, например, убрав графу «национальность», дало карт-бланш представителям кадровой службы говорить: а мы не знаем, какой национальности тот или иной претендент на должность, главное, чтобы он отвечал параметрам, необходимым для поступающего на государственную службу.

Я считаю, что они лукавят. На самом деле они все знают и придумали уход от графы «национальность» для оправдания своих националистических устремлений, то есть для недопущения до власти представителей национальных меньшинств. Понятно, что в такой ситуации в правительстве Саратовской области не будет в должном количестве представителей других, кроме русских, составляющих более 90 % состава правительства, коренных народов: татар, чувашей, мордвы, казахов.

Оппоненты нашего исследования говорят: а у нас же в областной думе есть евреи. Мы занялись этим вопросом и выяснили, что народы, не имеющие национально-территориального образования внутри государства проживания, часто ассимилируются, за редким исключением. К таким народам относятся евреи, ассирийцы, курды и другие.

В целом же обсуждение нашего исследования, споры вокруг него говорят о том, что проблема существует и ее нельзя замалчивать. В противном случае мы никогда эту проблему не решим. И ситуация, в которой сейчас находятся представители нацменьшинств, которым закрыта дорога и на госслужбу, и еще куда-то, останется неразрешенной. Я думаю, национальные объединения области должны помогать уверенным в своих силах и знаниях молодым людям смелее идти на конкурсы замещения. А в случае отказа, по их мнению, по признакам национальности обращатся в общественные организации в поисках поддержки. Мы поможем: потребуем переэкзаменовки, пригласим экспертов и докажем их право на эту должность. А тот факт, что конкурс выигрывают нужные люди, говорит сам за себя: значит, главное – не знания, а другие факторы, как кумовство и личная преданность – извечный традиционный пережиток. И об этом все знают. В итоге, когда должности выигрывают не одаренные, а «свои», мы получаем все наши проблемы – и экономические, и социальные.

Корр.: Ваша статья, опубликованная в газете «Богатей» № 16 от 5 мая 2011 г., оказалась в центре внимания читателей и стала поводом для откликов разного толка. Как Вы отнеслись к замечаниям и критике в адрес Вашего движения, проводившего не совсем обычное исследование. Были ли попытки давления на Вас или Вашу организацию со стороны властных структур или силовиков? Какие ставились цели и задачи?

С. Кагиян: Наша задача была проста, по сути. Мы хотели узнать, насколько оправданна истерия некоторых политиков по поводу «нашествия кавказцев» и их влияние на власть и традиционный уклад русского народа. Для того, чтобы иметь какое-либо влияние на вышеуказанное, необходимо иметь в руках власть, подкрепленную финансами, и немалыми, и конечно же, численное преимущество. При изучении ситуации выяснилось, что кавказцев всего в РФ около девяти миллионов, 90 % из которых проживают на Кавказе, а во власти федерального уровня их такое ничтожное количество и они так далеки от финансовых потоков, что даже подумать о каком либо влиянии речи быть не может. Это, оказалось, была очередная попытка привлечения голосов на выборах нечистоплотными и безответственными политиками и их политтехнологами.

Во власти федеральной и столичной не оказалось не только представителей народов Северного Кавказа, но и других народов РФ. В структурах аппарата президента и правительства и т. д. они составляют всего 7,5 % от общего числа попавших в список исследованных. В шести из 28 структур участие в управлении равно нулю. Не будем повторяться, они есть в наших материалах, которые взяты из общедоступных официальных сайтов.

Никаких попыток давления ни на меня, ни на организацию пока не замечали. Были как конструктивные замечания, так и необоснованные и не подкрепленные доказательствами поправки. В ответах на наши письма, направленные по адресам соответствующих ведомств, можно понять, что именно пассивность представителей нацменьшинств является причиной их отсутствия в органах власти. Реже стали приглашать нас на общественно-политические мероприятия, проходящие в области. Мы реагируем на все события, ущемляющие права человека, а это, естественно, мало кому из чиновников по душе. Однако это не мешает нам продолжать работу и надеяться, что мы решим пусть не глобальные, но важные для простого человека проблемы.

Мы планируем обращение к национальным культурным центрам и общинам провести мероприятия по активизации внедрения своих представителей путем участия на конкурсах на замещение высших должностей и продвижения молодежи для создания базы будущего. Для того чтобы увидеть казаха или калмыка в генеральских лампасах или в кресле федерального или столичного министра через двадцать лет, сегодня необходимо думать о возможности молодежи получить достойное образование и доступ к продвижению. При необоснованных отказах будем настаивать, как порекомендовали нам в облдуме при личной встрече, на повторном собеседовании уже в присутствии независимых экспертов, представителей общественных организаций и СМИ.

Корр.: После появления статьи Вы были приглашены на встречу в соответствующий комитет областной думы, был организован круглый стол в Общественной палате. Что удалось донести до сведения депутатов и членов ОП?

С. Кагиян: От имени участников нашего движения выражаю благодарность руководству ОП за организацию круглого стола и серьезный подход к проблеме. Состав участников круглого стола был определен корректно, такое не часто бывает, думаю, это говорит об опыте нынешнего руководителя ОП Шинчука Б.Л. После моего краткого выступления были выступления всех участников круглого стола. Мне отрадно, что руководители национальных общин Саратовской области, присутствующие – как члены ОП, так и приглашенные – единогласно поддержали и признали факт существования поднятой нами проблемы.

Представитель кадровой политики госслужбы области Антон Пролеткин цитировал отдельные пункты Конституции РФ, законов о труде и т. д., не пытаясь вникнуть в суть поставленных вопросов. То же можно сказать и о представителе от избиркома области. Со слов чиновников области, им не по силам узнавать в претендентах их национальное происхождение по причине отсутствия в паспортах графы «национальность», а вот в толпе танцующих на улице лезгинку или убирающих на улицах мусор могут ловко определить, что это «даги», а это «таджик» или «узбек», не заглядывая в документы и анкеты.

Мы, исследуя факты «равного доступа граждан к замещению государственных должностей», не ставили задач углубленного изучения фамильных древ чиновников, поскольку это требует больших сил и средств, в чем мы ограничены.

Представившийся неким самопровозглашенным «экспертом», но не значившийся в списках экспертов г-н Ахтырко, без документов, подтверждающих факт, заявил, что губернатор нашей области Ипатов П.Л. и прокурор области Степанов В.Н. по национальности «кержаки», хотя по справке, запрошенной нами у министерства по национальной политике, такой нации в области не существует, как и «казаки», к коим Ахтырко причислил вице-губернатора Бабичева А.Г. и облдепа Алешину М.В.

На встрече за круглым столом представители общин рассказали и о фактах, подтверждающих дискриминацию при отборе кадров, но без доказательств. Такие факты требуют документального оформления. Россия в последние годы после распада Союза так много говорит о европейской демократии, принципах и образе жизни, что непроизвольно увидела в себе европейца. Россия же сегодня по развитию современных технологий, уровню жизни и многим другим параметрам, согласно международным статистическим данным, полу-феодальное, полу-капиталистическое и полу-социалистическое государство с азиатским мышлением. И это видно по результатам нашего исследования.

В отличие от ОП, в стенах облдумы отнеслись к проблеме халатно и без особого интереса, не смогли ответить, чем вызвано отсутствие в составе фракции «Единой России» татар и казахов, коренных жителей области, не говоря о других многочисленных народах, населяющих область. И более того, было похоже на то, что о директиве президента и не знали. Сегодня наша совместная с президентом задача: узнать эти причины и помочь исправить положение.

Судя по откликам, многие действительно любят Родину, хотят видеть ее сильной, могучей, не замечая реальности. Однако, будучи идеалистами, часто желаемое выдают за действительность, говоря о нашем величии. Возможно, кому-то снится сон, сон нашей всеобщей мечты, будто по улицам Лондона и Берлина бойко курсируют наши легендарные автобусы ЛИАЗ с пятнадцатилетним стажем эксплуатации в России, перевозя комфортно пассажиров, англичан и немцев? Или снятся ликующие итальянцы и французы, с трудом дождавшиеся счастья приобрести очередную новую модель российского автопрома? Это сон и это факт, дающий нам понять, что МЫ есть не кто иные, как МЫ, и сегодня нам не должно быть стыдно сделать «шаг назад для дальнейших двух шагов вперед». Это я к тому, что квотирование должностей, предложенный нами, по сути, возврат к прошлому, но сегодня актуальный, как никогда, шаг, во имя возврата доверия и уважения друг другу. Стыдно за то, что все хорошее утратили, а за двадцать лет ничего морального и духовного не создали, без коего ничего хорошего не получится.

Корр.: А чего мы должны достичь и как?

С. Кагиян: Нам можно стать цивилизованной страной только когда признаем свои ошибки и без промедления возьмемся за их исправление, соблюдая следующие общепринятые правила:

– не натравливать народы друг на друга;

– не награждать военнослужащих и милиционеров за уничтожение собственного народа;

– не использовать безнаказанно оскорбительные эпитеты в адрес других народов;

– власти не игнорировать присутствие малых народов в своих рядах;

– когда составы полицейских патрульных будут многонациональными;

– одеть в генеральские лампасы побольше представителей малых народов;

– в дни государственных праздников на улицах наконец встретить ликующие лица всех наших граждан азиатского происхождения, как некогда в СССР.

Корр.: Симон Гарегинович, я думаю, Вы согласитесь с тем, что если проблема, в данном случае – межнациональных отношений, годами и десятилетиями не решается, то она может только усугубляться. Какими могут быть последствия этого усугубления и какое решение можно найти хотя бы для одного отдельно взятого человека?

С. Кагиян: Если народ чувствует, что с ним не считаются, его ни во что не ставят и, что самое страшное, без него обходятся, ему обидно, и он перестает участвовать в выборах и референдумах. Особенно если это малая нация, которая считает, что она всегда будет под чьим-то колпаком, под чьим-то игом, под чьим-то влиянием. Но чем-то ведь многих устраивает русский народ? Тем, что они знают язык русского народа, его историю и традиции, сложившиеся на протяжении столетий, знают, на что способны русские, знают, как найти с ними общий язык. И многое другое, что связывает россиян с русским народом. Так я выстраиваю для нацменьшинств эти отношения.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4082011104003&oldnumber=582